«Убежден, мы пока еще не постигли истинного значения школы, ее действительной роли в процессах перестройки, ее народообразующей миссии. Столь многие не видят, не понимают этого у нас! Предполагаю, и в корпусе народных депутатов, и в Верховном Совете СССР. Те же, кто видит и понимает, не получили пока голоса, не добились, чтобы их услышали.
Неужто это в условиях гласности? Да, да, именно. Как в совсем еще недавние времена, словно кто-то анонимный дал негласное указание печати не касаться серьезных, кризисных проблем школы, и так, мол, проблем через край, а что до школы и образования, есть де «Учительская газета»…
Полистайте центральную периодику – много ли вы найдете о школе? А коли нечаянно обнаружите, попадут ли глубокие, аналитические выступления, не частные ли все заметки?
Допускаю, что никакого «идеологического» указания сверху, явленного устами конкретного лица в конкретный день и час, на сей раз и не было. Возможно, все газеты своей волей и разом пришли к выводу о гораздо меньшей значимости школьных драм перед политическими, экономическими, национальными штормами наших дней. Стало быть, газеты тоже обнаруживают неведение, непонимание, как и общество в целом.
Предвижу гневные восклицания оскорбленных от имени общества и потому сразу отвечаю: общество не виновато в своем неведении, ибо оно обмануто.
Школа плохому не научит – веровали наши деды, а за ними повторяли и отцы. А уж наша передовая, советская школа и подавно! Она дает прочные, глубокие знания, она воспитывает гражданина и патриота, коллективиста, труженика, интернационалиста, она успешно осуществляет подготовку всесторонне развитой коммунистической личности.
На самом же деле ничего, ничего похожего!
Ныне толщу народа составляют выпускники школ и вузов 1950-80 годов. Какими победами коммунистической воспитанности одарила нас школа? Кого же выпускала она все это время? Спросим у высшей школы, у производства, у науки, у обороны, спросим самих себя наконец.
Приоритет правильного над истинным приучил нас за многие десятилетия покоряться единственно правильным линиям, позициям, платформам и отворачиваться от истин, как от измышления врага. Истины у нас заменялись мнениями. Чем выше по иерархии должностей высказавший мнение, тем оно правильнее, причем совершенно независимо от уровня ума, культуры, компетентности автора. Как только мнение высказано, вся система в мгновение ока меняла свои взгляды на правильные. В образовательной системе это делалось с особенным рвением и в аппарате управления, и в аппарате науки. Это и гнало школу все дальше, дальше к разразившейся ныне катастрофе.
Сегодня пора наконец сказать прямо: советская школа и не образовывает детей, и не воспитывает их. Она как бы делает и то, и другое. Последствия же антиобразования и антивоспитания становятся все более драматическими, а то и трагическими. Но конвейер, запущенный главным инженером по производству безгласных человеческих душ вместе с его подручными по педагогическому ведомству, работающий на энергии страха, насилия и лицемерия, все еще на ходу.
(…) Начнем с того, что образованность – вовсе не объем усвоенных знаний, умений и навыков. Образованность – это культура. Можно загрузить память школяра информацией, отдрессировать всевозможные умения и навыки и получить на выходе существо вполне невежественное, управляемое косным сознанием и косматыми рефлексами.
Люди, убеждающие других, что от школы на всю жизнь остается навык умственной работы, лишь поддерживают еще один из многих мифов нашей образовательной системы. Что они имеют в виду? Навык зубрежки, покорной усидчивости, страха перед новым?
Пока это далеко не так. Школе нужно столько больших перемен, чтобы так наконец стало (…)».
Владимир МАТВЕЕВ
1989 год
Комментарии