search
main
0

«Новая школа» – это школа для всех

Виталий РУБЦОВ, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор ПИ РАО, академик РАО:

– Модернизация системы педагогического образования включает психолого-педагогическое образование как одно из трех взаимодополняющих направлений подготовки педагогических кадров. Это направление подготовки (так же как и два других) имеет свои цели и задачи. Оно, хотя многие сейчас и представляют это таким образом, ни в какой мере не сводится к увеличению часов или количеству курсов психологии или психофизиологии, которые должны получить будущие педагоги и психологи. Сейчас становится все более очевидным, что те формы психолого-педагогической подготовки, которые традиционно складывались в педагогическом образовании, не обеспечивают будущих педагогов востребованным набором психолого-педагогических компетенций, а умение работать с проблемами детей обнаруживает лишь незначительная часть сегодняшних учителей (об этом свидетельствуют данные многочисленных мониторингов).

Прежде всего необходимо сказать, что цели и задачи психолого-педагогического образования определяются двумя основополагающими документами – национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и государственным стандартом общего (начального) образования.

Так, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет школу как институт, соответствующий целям опережающего развития. «Новая школа» – это школа для всех» (из национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).

Сейчас мы уже хорошо понимаем, что это:

Школа, обеспечивающая поддержку развития различных контингентов детей, и Школа развития личностной, социальной и профессиональной компетентности.

Школа интеграции (инклюзии) детей с инвалидностью и ОВЗ в образовании и обществе и Школа развития одаренности.

Школа, формирующая способность личности к познанию, творчеству, труду, и Школа успешной социализации личности.

Школа здорового и безопасного образа жизни и Школа предупреждения и профилактики социальных рисков.

Понятно также, что это далеко не полный набор определений. Однако уже и этот возможный образ новой школы указывает на особенности нового учителя, нового педагога, для которого адресная работа с разными детьми в обучении становится особой задачей, особой сферой деятельности и профессиональной ответственности.

«Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет» (из национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»).

С учетом этого цель и основная направленность психолого-педагогического образования заключаются в том, чтобы строить психолого-педагогическую подготовку учителя как систему деятельности, основу которой составляет комплекс наук о человеке и закономерностях его развития. Учитель должен знать и учитывать в своей работе закономерности психологического и умственного развития детей, понимать возрастные особенности детского развития, владеть технологиями развивающего обучения. Это обстоятельство нашло отражение в государственном стандарте общего (начального) образования. Не могу не сказать, что впервые документ такого уровня разрабатывался на основе положений деятельностного подхода к развитию человека и культурно-исторической теории развития. Эти положения разработаны нашими знаменитыми учеными и учителями Л.Выготским и А.Леонтьевым, П.Гальпериным и А.Запорожцем, Д.Элькониным и В.Давыдовым. Их работы общепризнанны и имеют мировое значение.

Для стандарта ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» научно-методологической основой также стали подходы педагогической и возрастной психологии, создавшей эффективные технологии организации деятельности детей и взрослых на различных возрастных этапах школьного детства. Психолого-педагогическое образование, основанное на этих принципах, выступает как фундаментальная научно-методическая и практическая база для подготовки учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом, используя деятельностные технологии организации общения и совместной работы взрослого и учащихся, самих учащихся.

В стандарте впервые на основе деятельностно-возрастного подхода предпринята попытка построения двухуровневого высшего профессионального образования для профиля «Психология образования» (то есть в нем есть целенаправленное обоснование новой системы подготовки психолога, способного работать с детским развитием, формированием и оценкой надпредметных и личностных компетенций учащихся). Вместе с тем кроме этого правила данное направление включает целый ряд по существу сопряженных профилей, таких как «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и педагогика начального образования» (всего 9 профилей).

В рамках направления «Психолого-педагогическое образование» предусмотрены следующие согласованные профили бакалавриата:

Психология образования.

Впервые:

Психология и педагогика дошкольного образования.

Психология и педагогика начального образования.

Психология и педагогика профессионального образования.

Психология и педагогика дополнительного образования.

Психология и социальная педагогика.

Психология и педагогика инклюзивного образования.

Психология и педагогика образования одаренных детей.

Специальная психология и педагогика.

Многие из этих профилей, как нетрудно видеть, определены и выделены в системе ВПО впервые.

Главным в отличие от других направлений подготовки в данном направлении стало то, что «универсальным» содержанием, обеспечивающим подготовку «воспитателя», «учителя начальных классов», «социального педагога», «педагога дополнительного образования», «педагога инклюзивного образования», стала общая деятельностная платформа, обеспечивающая формирование у будущих специалистов таких знаний и общих для этих видов профессиональной деятельности компетенций, которые позволят им осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в формах организации продуктивных видов совместной деятельности детей и взрослых, то есть деятельность и возраст – это и есть основные категории, которые будут определять базовое содержание психолого-педагогической подготовки в рамках всех профилей направления «Психолого-педагогическое образование».

Образцы ПрООП, главные принципы их разработки в рамках ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование» обсуждались и получили одобрение в ходе Всероссийского совещания, организованного при поддержке Минобразования России 23-24 ноября 2009 года на базе МГППУ и МГПУ. Участники совещания приняли методологию и принципы разработки ПрООП и структуру рабочих учебных планов для основных профилей данного направления. В ходе совещания были сформированы межрегиональные группы по разработке модельных образцов ПрООП для вузов российских регионов. Сегодня мы приглашаем вузы к сотрудничеству в этом направлении.

Разрабатываемые нами ООП демонстрируют то обстоятельство, что, осваивая деятельностно-возрастной подход к работе с проблемами детей и детства в целом, современный педагог получает качественно иную по содержанию и форме психологическую подготовку. Она направлена на овладение будущим бакалавром (магистром) такими знаниями и способами профессиональной деятельности (компетенциями), на основе которых воспитатель ДОУ, учитель начальной школы, психолог, социальный педагог сумеют организовать процессы обучения и воспитания по типу игровой, учебной и учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Еще раз должен сказать, что ориентация педагога на формирование деятельностных компетенций учащихся, их развитие в процессе обучения, учет их возрастных и индивидуальных особенностей не может быть достигнута за счет простого увеличения числа психологических дисциплин в образовательных программах высшего профессионального образования или количества часов, отводимых на их изучение. Речь идет о качественном изменении содержания и структуры подготовки и психолога, и педагога. Поэтому все разговоры о том, что кто-то меняет, будет или уже изменил систему психолого-педагогической подготовки, остаются беспочвенными до тех пор, пока эта подготовка не строится системно, в нашем случае на научных установках системно-деятельностного подхода.

В вузе необходимо вводить принципиально новые продуктивные (деятельностные) формы подготовки, широко использовать практические занятия студентов с проблемами детей, вводить в качестве необходимого компонента диагностику и коррекцию детских проблем, обучать будущих специалистов общению и взаимодействию с другими участниками образовательного процесса. Только в этом случае мы сможем говорить о реальной модернизации психолого-педагогического образования, ожидать от этого направления подготовки ощутимых социальных эффектов.

Для понимания важности системной психолого-педагогической подготовки педагога целесообразно отнестись к имеющемуся международному опыту передовых школьных систем. Так, согласно результатам Mc.Kenzy в своем стремлении повысить качество преподавания передовые школьные системы твердо придерживались трех принципов:

привлекать в преподаватели подходящих людей (качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей);

превращать этих людей в эффективных педагогов (единственный способ улучшить результаты учащихся состоит в том, чтобы улучшить качество преподавания);

создавать систему и обеспечивать адресную поддержку таким образом, чтобы каждый ребенок мог иметь доступ к высококвалифицированному преподаванию (единственный способ достичь высочайшего уровня результативности системы – поднять уровень каждого ученика).

Нетрудно убедиться в том, что передовые школьные системы в качестве главного звена в развитии педагогических систем определяют адресную работу с каждым учеником. Такие формы работы с разными категориями детей сможет организовать только такой педагог, который на должном уровне и в полной мере овладел системой психолого-педагогического образования.

Понятно, что сами по себе ФГОСы ВПО – это только возможность (хотя и реальная) модернизации педагогического образования. Для реального движения в направлении новой школы, подготовки и переподготовки нового учителя необходимо сделать следующий принципиальный шаг. Он точно указан в национальной образовательной инициативе: «Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. Базовые педагогические вузы должны быть преобразованы в крупные базовые центры подготовки учителей». Именно таким центрам, на наш взгляд, необходимо передать как право профессиональной экспертизы, так и оценку качества их внедрения в систему ВПО. Сейчас этот процесс развивается стихийно и грозит стать неуправляемым.

Создание крупных базовых центров подготовки учителей как ресурсных позволит сдвинуть с мертвой точки архиважный вопрос о переподготовке и подготовке педагогов, которые смогут на должном уровне обеспечить внедрение стандарта начального образования. Вызывает удивление, что до настоящего времени нет системной подготовки, а главное – переподготовки учителей, которые будут вводить в школу новый стандарт начального образования. По крайней мере, непонятно, кто и как в настоящее время системно готовит этих учителей, кто будет отвечать за качество их подготовки. Не ясно, как сможет сам учитель понять, что такое надпредметные и личностные компетенции и как их следует формировать и оценивать у детей в процессе обучения.

Еще одним важным звеном модернизации педагогического образования становится целенаправленное привлечение в школу учителей, не имеющих базового образования. Этот вопрос также необходимо решать системно. Эффективным здесь представляется путь педагогической и психолого-педагогической магистратуры в тех же базовых центрах подготовки.

Пришло также время всерьез разобраться в уровне профессиональной подготовки педагогов, то есть определить нормативно, какой учитель придет в наши школы, каков будет уровень профессионального образования этих людей. Это необходимо сделать незамедлительно. Иначе уже завтра в начальную школу придут только бакалавры, а «4-летние» психологи займут места специалистов, которые уже точно не смогут правильно оценить, как развиваются у детей надпредметные и личностные компетенции, как работать с разными категориями этих детей.

Очевидно, что негативные последствия бессистемной работы по подготовке нового поколения педагогов трудно переоценить.

Нужно поручить вузам – разработчикам ФГОС ВПО третьего поколения:

Обеспечить в кратчайшие сроки разработку основных образовательных программ бакалавриата, интернатуры, магистратуры по трем направлениям подготовки: «Педагогическое образование» (050100), «Психолого-педагогическое образование» (050400), «Специальное (дефектологическое) образование» (050700). Предусмотреть возможность включения психолого-педагогической магистратуры в конкретные образовательные траектории будущего педагога (например, бакалавр по «Педагогическому направлению» (профиль география) => магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование»; бакалавр по направлению «Математика» => магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование») и др.

Активно участвовать в модернизации существующей системы повышения квалификации педагогов, которая должна обеспечить возможность и необходимость пройти определенный модуль или программу повышения квалификации не только по предмету его профессиональной деятельности (физика, математика, музыка и др.), но и по маршруту любого из трех возможных направлений подготовки с указанием периодичности такой формы повышения квалификации и его «увязыванием» с программой аттестации и подтверждением квалификации.

Продолжить работу по созданию общественно-государственной системы оценки качества профессиональной деятельности педагога.

Включить в качестве важного этапа подготовки педагогических кадров проведение профессиональных конкурсов, олимпиад, позволяющих наряду с ЕГЭ осуществлять отбор абитуриентов, наиболее способных к педагогической деятельности. Считать, что отбор людей, способных к педагогической деятельности, – важнейшее условие повышения эффективности системы школьного образования.

Учитывая требования к реализации госстандарта общего (начального) образования, необходимо незамедлительно начать адресную разработку национальной системы диагностики оценки основных образовательных результатов обучения в школе, на основе которой помимо измерения уровня владения с помощью ЕГЭ учеником учебной информацией можно будет определить главные результаты развития и воспитания детей – способность учащихся самостоятельно учиться, их социальную и личностную компетентность (диагностика развития надпредметных и личностных компетенций учащихся).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте