Сергей ГОРБУН работает в родном Восточном округе, где был учителем, директором школы, главой управы, пока не возглавил окружную систему образования. Он учитель, ставший управленцем, а это для образования самый хороший вариант, ведь такой человек хорошо знает все проблемы педагогического труда, что называется, изнутри. Наверное, поэтому выступление Сергея Владимировича на окружном педсовете было интересно его участникам – учителям и директорам образовательных учреждений ВАО.
Образование не может развиваться, совершенствоваться без учета запросов и потребностей жителей округа. А каковы эти запросы? Во все времена родители хотят, чтобы их дети учились в светлых просторных классах, чтобы в школе было чисто и уютно, чтобы были созданы условия для сохранения и укрепления здоровья школьников и получения качественного образования. Для этого ежегодно окружная образовательная инфраструктура модернизируется, ведется новое строительство, проводятся капитальный и текущий ремонты. Один из критериев деятельности образовательных учреждений – их востребованность со стороны родителей. Но почему одни образовательные учреждения популярны среди родителей и в них буквально выстраивается очередь, а другие не интересны и из года в год испытывают трудности в комплектовании? Что необходимо изменить в своей деятельности таким учреждениям? Какие образовательные услуги школы могут и должны предложить родителям и детям? А может быть, проблема в личности руководителя или профессионализме педагогического коллектива? Ответы на эти вопросы нам предстоит найти в самое ближайшее время. 2010 год объявлен Годом учителя. Это, конечно же, для нас значимо и очень ответственно. Ведь от учителя общество ждет ученика, который не просто владеет знаниями по предмету, но и умеет распорядиться ими, ученика, способного к саморазвитию. У нас есть такие учителя, и нам есть кем гордиться. Например, учитель химии Центра образования №1475 Светлана Толстолужинская в 2009-2010 учебном году стала финалистом IV Всероссийского конкурса «Мой лучший урок», учитель математики гимназии №1512 Юрий Карасев занял 2-е место в Пятом Всероссийском творческом конкурсе учителей математики, по итогам городского смотра-конкурса учебному кабинету учителя химии школы №2032 Елены Баженовой присуждено 3-е место. Ежегодно учителя школ округа становятся лауреатами городского конкурса «Учитель года Москвы». В 2009 году два победителя окружного этапа вошли в десятку лучших учителей города: это учитель русского языка и литературы школы №1269 Екатерина Баркина и учитель биологии измайловской гимназии №1508 Милана Арзуманя. В 2010 году успешно выступила на городском этапе учитель мировой художественной культуры Центра образования №1666 «Феникс» Анна Филиппова – она вошла в пятерку лучших учителей Москвы. В числе лауреатов конкурса «Педагог-внешкольник-2010» педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи «Восточный» Ольга Чернобровская. Учитель движется вперед в той школе, где создаются необходимые условия для его самореализации. В 2010 году наиболее активное участие в различных профессиональных конкурсах приняли педагоги образовательных учреждений №№1453, 723, 1495, 1666, 1404, 1748, 399. Сегодня знания обновляются быстрее, чем завершается полный цикл подготовки специалиста, отвечающего новым требованиям. Одна из причин этого то, что система образования не всегда успевает отвечать на вызовы времени. Решению этой проблемы способствует социальное партнерство округа с МГТУ имени Н.Э.Баумана. За прошедшие два года в рамках договора о совместной деятельности в МГТУ свою квалификацию повысили 65 педагогических и руководящих работников округа. В июне 2010 года состоялась защита дипломных работ учителей и руководителей, прошедших обучение. Я был приглашен для участия в работе государственной аттестационной комиссии и узнал, что особенностью всех дипломных проектов стала их практическая направленность и актуальность. Работы отражали важные направления развития учебного предмета, образовательного учреждения, округа. В новом учебном году мы продолжим сотрудничество. Основной акцент будет сделан на профильность и подготовку управленческих кадров.Ежегодно педагогическое сообщество округа принимает в свои ряды молодых специалистов. Именно с этой категорией педагогов неразрывно связано будущее образования. В настоящее время в наших учреждениях работают 624 молодых специалиста. Отличительная особенность сегодняшнего начинающего педагога – это прекрасное владение информационными технологиями, поэтому и формы работы с ним должны быть соответствующими. Для этого в прошедшем учебном году окружной методический центр открыл информационное пространство в «Лёнинге». Только с января по июнь 2010 года в этом пространстве зарегистрировались 64 молодых учителя. В новом учебном году необходимо использовать возможности открытого информационного пространства для проведения интерактивных опросов и анкетирования молодых специалистов, а также организации консультирования их по юридическим, психологическим и другим вопросам. Должны продолжить свою работу и общественные молодежные организации – Совет молодых педагогов и Молодежный центр окружной профсоюзной организации. В апреле 2010 года впервые состоялась встреча нашего префекта Николая Евтихиева с молодыми педагогами округа, на которой открыто обсуждались профессиональные проблемы, творческие планы, перспективы развития окружного образовательного пространства. Такие встречи будут продолжены. Сегодняшняя ситуация в школе может озадачить даже самого опытного директора. Вступление с 1 января 2011 года в силу Федерального закона №83 о переходе на новые типы учреждений (автономное, бюджетное, казенное) внесет серьезные изменения в организационно-правовое положение учреждений образования. Переход существенным образом меняет роль руководителя образовательного учреждения, от которого потребуются новые знания финансово-экономических вопросов, новое умение рационального расходования финансовых средств. В новом учебном году нам предстоит большая и серьезная работа, связанная с формированием государственного задания для каждого учреждения. Главное при этом – сохранить все бесплатные услуги основного и дополнительного образования, не допустить снижения качества образования. Это наш приоритет! Если директор хочет, чтобы его образовательное учреждение было конкурентоспособно на рынке образовательных услуг, ему придется выработать у себя новые управленческие способности. Этому способствовали организованные в прошедшем учебном году повышение квалификации и переподготовка руководителей и заместителей руководителей образовательных учреждений, которыми было охвачено около 500 человек. Курсы были организованы на базе округа кафедрой управления развитием образовательных систем МИОО (руководитель Надежда Шарай). Все это повышает качество управленческой деятельности, но, к сожалению, не решает имеющуюся в округе серьезную кадровую проблему старения управленческих кадров. В связи с этим свои усилия мы должны направить на качественную подготовку резерва руководителей. В прошлом году к подготовке и обучению резерва мы подошли по-новому. Список формировался на основании предложений руководителей образовательных учреждений, служб управления образования и совета директоров. По окончании обучения окружная комиссия, в которую входили члены общественных советов округа, представители науки, определила 10 претендентов в состав резерва руководителей. Такой подход оправдал себя и был закреплен в новом окружном Положении о резерве руководителей. В округе сложилась система взаимодействия образовательных учреждений, окружного методического центра с муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства префектуры Восточного округа, предприятиями, вузами, что позволяет значительно расширить возможности талантливой молодежи для самореализации. Пример такого взаимодействия – деятельность Ассоциации старшеклассников-предпринимателей, которая объединяет около пятисот учащихся и 75 педагогов. Развить и проверить свои интеллектуальные способности, эрудицию и знания школьники могут, участвуя в олимпиадах. Хороший результат показали наши ученики на городском этапе, число победителей и призеров выросло в два раза по сравнению с прошлым годом. Есть педагоги, чьи ученики ежегодно становятся победителями и призерами олимпиад, конкурсов различных уровней. Это учитель истории и обществознания школы №1290 Анна Банчикова и учитель технологии школы №1035 Татьяна Сафронова, их ученики из года в год становятся победителями всех этапов Всероссийской олимпиады школьников. Анализ олимпиадного движения в округе показал, что существует значительный разрыв между числом призеров и победителей школьного этапа олимпиады и участниками окружного этапа, например, для участия в окружном этапе школы направили только половину детей – призеров и победителей школьного этапа. Исходя из этого, мы сегодня ставим новые задачи в развитии олимпиадного движения. Прежде всего это оптимальное использование школьного компонента учебного плана, возможностей дополнительного образования для организации работы с талантливыми учащимися и повышение ответственности руководителей и педагогов за организацию этой работы. Большое внимание в прошедшем учебном году мы уделяли развитию системы дошкольного образования. 1 сентября почти 37 тысяч малышей пришли в наши детские сады – на 2 тысячи больше, чем в прошлом году. Хочу отметить руководителей дошкольных учреждений, которые активно работают по развитию новых форм дошкольного образования, – Нину Ершову (детский сад №158), Ларису Горячеву (детский сад №2343), Любовь Тугареву (детский сад №2525), Гелену Габову (детский сад №50), Ирину Фокину (детский сад №381), Ольгу Воронину (детский сад №1125).Большую роль в развитии дошкольного образования в округе сыграло участие дошкольных образовательных учреждений в экспериментальной и инновационной деятельности по различным направлениям. Особое место в этом занимает совместный пилотный проект Департамента образования и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». В рамках этого проекта на базе детского сада №2565 открыт ресурсный центр «Здоровый ребенок», и 46 дошкольных учреждений включились в сетевое взаимодействие по различным вопросам оздоровительной работы с детьми. Одним из результатов участия дошкольных образовательных учреждений в инновационной деятельности стали победы педагогических коллективов в таких городских конкурсах, как «Детский сад года-2009» (ДОУ №№2343, 2301, 2568) и «Малыши столицы-2010» (ДОУ №№2613, 2301, 991). Уверен, что творческие способности и педагогический опыт работников дошкольного образования, преданных своей профессии, смогут сделать жизнь маленьких москвичей еще более счастливой и радостной.Большое значение для эффективной работы округа имеет межведомственное взаимодействие, выраженное в работе координационных советов по развитию образования, совместном планировании деятельности, подписании соглашений о сотрудничестве. При личной поддержке префекта Николая Евтихиева разработана окружная программа, посвященная Году учителя и включающая более 200 мероприятий. В январе 2010 года в префектуре Восточного округа состоялось трехстороннее подписание этой программы. Кроме того, во всех 16 районах ВАО созданы и успешно реализуются свои программы проведения Года учителя. Во всех районах округа прошло торжественное открытие Года учителя, в котором приняли участие руководители органов исполнительной власти и самоуправления.Примером межведомственного сотрудничества в рамках культурно-просветительской деятельности может служить участие педагогов и школьников округа в городском проекте «Литературный венок России». Вместе с образовательными учреждениями к этой работе подключились библиотеки, музеи, театры, музыкальные школы и высшие учебные заведения. Опыт работы округа в рамках этого проекта будет представлен 21 октября в Российской государственной библиотеке. В рамках социального партнерства в прошедшем учебном году проводилась большая совместная работа с окружной территориальной профсоюзной организацией. Один из важнейших показателей нашего взаимодействия то, что более 80 педагогов улучшили свои жилищные условия, 130 педагогам были выделены бесплатные оздоровительные путевки; 350 путевок получили дети сотрудников, в праздничных мероприятиях, посвященных Дню учителя, Новому году, 8 Марта, приняли участие более 3000 человек.Дальнейшее развитие межведомственного взаимодействия было приоритетом в деятельности управления образования, и сегодня решение таких вопросов, как преодоление социального сиротства, создание безбарьерной среды, подготовка допризывной молодежи, работа с одаренными детьми, вопросы безопасности, невозможно без сотрудничества с окружными службами и ведомствами. От имени руководителей образовательных учреждений хочу поблагодарить за совместную работу глав управ, руководителей муниципалитетов, окружные управления: внутренних дел, культуры и здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, управление Департамента семейной и молодежной политики, Управление ГО ЧС, Роспотребнадзор. Надеюсь, что в нынешнем учебном году наше сотрудничество выйдет на более высокий уровень и все социально значимые для округа проблемы будут и в дальнейшем решаться совместно.Наступивший учебный год вселяет в нас новые надежды и ставит перед нами масштабные задачи по развитию образования в округе. В новом учебном году я желаю всем педагогическим коллективам доброго здоровья, благополучия, больших творческих успехов и оптимизма.
Комментарии