Второй день Всероссийского совещания в Сочи, на котором собрались руководители органов управления образованием субъектов РФ и представители профсоюза, был посвящен вопросам реализации поручения премьер-министра Владимира Путина по модернизации региональных систем общего образования и повышению заработной платы учителей. Если раньше в рамках нацпроекта делалась ставка на регионы-лидеры, то сейчас федеральная власть требует достижения определенных обязательств в сфере образования от всех субъектов РФ.
– В этом году случилось несколько знаковых событий, – отметила в своем выступлении директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко. – Первое – введение в действие федерального государственного образовательного стандарта в первых классах. Достижение нового стандарта – появление требований к условиям его реализации. Это важная вещь не только для школьников, но и для учителей, с которых мы всегда требовали результат и никогда не говорили о том, какие условия им для этого понадобятся.Второй момент – принята программа развития образования в регионах. Поддерживая лидеров в предыдущие годы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», КПМО, мы ставили задачу выявить точки роста. Сегодня эти точки выявлены, и задача стоит уже всех остальных подтянуть до высокой планки, которую задают наши лидеры.Вопрос равного доступа к качественному образованию стоит на всех уровнях. Мы понимаем, что качество образования теряется в 6-8-м классах. Это происходит отчасти потому, что не выстроена система оценки качества, не выстроен учет образовательных результатов основной ступени в общем результате образования по окончанию средней школы. Сейчас мы начинаем на федеральном уровне активно прорабатывать вопрос об учете учебных достижений детей на основной ступени общего образования».Елена Леонидовна предложила участникам совещания подготовить региональные проекты, которые тоже были бы посвящены этой теме.Затронула она и наболевшую тему малокомплектной школы: «Мне удалось побывать в двух регионах, где примерно одинаковый уровень экономического развития и одинаковое соотношение городских и сельских школ. В одном из регионов мы увидели малокомплектные школы, где учится не менее пятидесяти человек. Все до одной отремонтированы или отстроены заново и хорошо оборудованы. Все они готовы давать качественное образование. Второй регион пошел по другому пути: они сохранили все малокомплектные школы. Это было бы правильно, если бы регион взял на себя ответственность обеспечить те условия, которые необходимы детям. Но сохраняя школы, где пять-десять учеников, они просят дать послабление при приемке: «Не требуйте, чтобы в школе была вода (!)». Принимая решение о региональной политике в отношении малокомплектных школ, надо всегда помнить о том, что наша задача – дать всем детям возможность получать хорошее образование.Впервые в приоритетном национальном проекте и федеральной целевой программе развития образования появились мероприятия, связанные с развитием дошкольного образования. На сегодняшний день мы имеем дело с детьми, родившимися в эпоху информационного общества. Они сильно отличаются от детей, которые родились 20-30 лет назад. А методики дошкольного образования остались прежними. Играет роль и приоритетный национальный проект «Здоровье», в рамках которого было создано большое количество перинатальных центров, где сейчас выхаживают деток с низкой массой тела. Это другие детки, так как они развиваются по-другому. Готова ли работать с ними наша система дошкольного образования? На наш взгляд, нет. Если в регионах есть такой опыт, мы будем рады его принять и обеспечить распространение. С другой стороны, начальная школа у нас работает по новому стандарту, а готовы ли те дети, которые сегодня воспитываются в системе дошкольного образования, по нему учиться? Это важные вопросы, на которые мы пытаемся дать ответ, в том числе и в проекте закона об образовании.В ситуации введения нового федерального образовательного стандарта особое внимание нужно уделить развитию системы повышения квалификации учителей. Создавая условия для работы педагогов, повышая им зарплату, мы должны еще и вооружить их достаточными знаниями. И мы в действующей целевой федеральной программе заложили достаточное количество проектов, связанных с разработкой программ повышения квалификации.Кроме того, существует большая проблема с подготовкой педагогических кадров. В этом году у нас было 115 тысяч выпускников по педагогическим специальностям. Но реальная потребность регионов – 25 тысяч человек. Это информация к размышлению. Надо принимать какие-то меры, выстраивать заказ в системе педагогического образования. Но для этого нам нужно ответить на вопрос: а какой учитель нужен современной школе? Профессионального стандарта учителя, под который мы должны выстраивать систему педагогического образования, сегодня нет. Поэтому сначала нужно сформулировать профессиональный стандарт учителя, затем образовательные педагогические стандарты, и только потом заняться проработкой сети педагогических вузов».Елена Леонидовна напомнила, что в рамках национального проекта были отработаны механизмы субсидирования субъектов РФ, которые заложены и в федеральную целевую программу развития образования. Министерство финансов, Министерство экономического развития России очень тщательно отслеживают эффективность их реализации. Субсидии применяются в этом году вкупе с новым организационным механизмом – стажировочными площадками: «Это ноу-хау системы образования, которое позволит распространить лучшие практики на всей территории страны. Право на организацию площадок определялось по конкурсу. Они создаются по разным направлениям: по дошкольному образованию, по национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», по воспитанию и социализации детей.В текущем году запланированы закупка оборудования для стажировочных площадок, разработка программ стажировок, повышение квалификации людей, которые будут работать на этих площадках. К 1 января 2012 года площадка должна быть готова принять стажеров. Задачи 2012-2013 годов заключаются в том, чтобы обучить на стажировочных площадках команды всех двух с половиной тысяч муниципалитетов. Стажировочная площадка предназначена не только для того, чтобы посмотреть лучший опыт. За две недели стажировки муниципальная команда должна разработать привязанную к своей территории программу развития, например, дошкольного образования. Затем стажировочная площадка будет осуществлять мониторинг реализации тех программ, которые были на ней разработаны».По мнению многих участников совещания, стажировочные площадки – прекрасное начинание. Они создаются на примере реальной практики, в реальном образовательном учреждении. Если курсы повышения квалификации будут проходить в таком практико-ориентированном формате, это может дать ощутимый положительный эффект. Но, к сожалению, конкурсы на организацию площадок в этом году были проведены поздно. Остается слишком мало времени, для того чтобы подготовить их качественно, и это ставит под угрозу конечный результат.Ключевой аспект в рамках реализации проекта модернизации региональных систем образования – четкое исполнение поручения Председателя Правительства РФ по повышению заработной платы учителей. «Если этого не будет сделано, можно считать, что проект провалится», – отметил заместитель министра Максим Дулинов.Директор Департамента регионального развития Минобрнауки России Сергей Кравцов подробнее рассказал о задачах, стоящих перед регионами: «Главное сейчас – обеспечить выполнение тех обязательств, которые закреплены в соглашениях с субъектами РФ, в первую очередь по повышению средней заработной платы учителей. Вся нормативная база для реализации проекта разработана. Все регионы получили субсидии, на сегодняшний день выбран оператор проекта, это наше подведомственное учреждение – Федеральный институт развития образования. Все соглашения размещены на сайте «Единой России» в разделе «Модернизация», и можно по каждому региону ознакомиться с обязательствами, взятыми по этому проекту.В рамках заключенных соглашений более 50 субъектов РФ в сентябре обязались довести среднюю заработную плату учителей до средней зарплаты в экономике. Из них четыре субъекта РФ превысят этот показатель. В 38 регионах зарплата учителей вырастет на 30 процентов по отношению к первому кварталу этого года.В комплексе мер помимо модернизации региональных систем образования есть меры по привлечению молодых учителей. И мы надеемся, что наш проект стимулирует приток молодых специалистов в школы, тем более что есть соответствующее поручение Президента РФ по поддержке молодых учителей. Мы будем наблюдать, как эти мероприятия реализуются в субъектах РФ, определять лучшие практики и распространять их в других субъектах. Также наш проект стимулировал, и это очень отрадно, повышение заработной платы других педагогических работников».Подводя итог сказанного, Сергей Сергеевич отметил, что с октября представители Минобрнауки начнут контрольные выездные проверки, чтобы изучить реализацию проекта в школах, муниципальных образованиях, на уровне региона. Особое внимание будет уделяться реальному росту заработной платы учителей и исполнению региональных обязательств по этому вопросу.
Комментарии