search
main
Топ 10
Под Уфой мобилизовали единственного в школе учителя биологии Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать Депутат Госдумы обратилась к министру обороны с просьбой об отсрочке от мобилизации учителей В Тюмени названы 15 лауреатов конкурса «Учитель года России» - 2022 Военные кафедры, получение диплома до 2012 года: Минобрнауки ответило на вопросы студентов по частичной мобилизации Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ 2023 года по биологии есть, но бояться их не нужно Названы имена пятерых призеров конкурса «Воспитатель года России – 2022» В Орловской области учителям выплатят по 100 тысяч рублей за подготовку стобалльников к ЕГЭ Глава Минцифры заявил, что будет прорабатываться вопрос об отсрочке для учителей информатики Обновлено содержание ФГОС: Минпросвещения рассказало об основных изменениях С 1 октября в России стартует Большая учительская неделя Конкурсанты соревнования «Учитель года России – 2022» готовятся к объявлению 15 лауреатов конкурса Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Стало известно имя победителя Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2022» В России отмечается День воспитателя и всех работников дошкольного образования Участники конкурса «Учитель года России – 2022» проходят испытание «Воспитательное событие» Любовь как главный принцип воспитания: в День воспитателя вспоминаем известных педагогов Минпросвещения России представило новые специальности в педвузах Как подготовиться к ЕГЭ без репетитора – советы экспертов Сокращено максимальное число специальностей, по которым абитуриенты могут подавать документы
0

Новая модель – новые программы

Антон Баталов, директор НМЦ ЮВАО: – Модель современной школы должна не только соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны, но и способствовать формированию человеческого потенциала. Каждое образовательное учреждение не может и не имеет права жить только сегодняшним днем, так как то качество образования и индивидуального развития каждого учащегося сегодня – это качество человеческого капитала страны завтра, а значит, и основа ее будущего. Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. Для создания модели Новой школы необходим переход к деятельностно-компетентностной образовательной модели, где ведущим фактором становится межчеловеческое взаимодействие, интерактивность и общественно-государственное управление. Главная роль в этом процессе принадлежит руководителю образовательного учреждения. Именно от его позиции и видения конкретной рыночной ситуации зависит, будет ли образовательное учреждение работать в режиме инновационного развития или находиться в режиме рутинного функционирования. В нынешнем учебном году система научно-методической работы в округе будет существенно перенацелена и переструктурирована. И основной задачей нам видится формирование определенной культуры управления преобразованиями: от экспериментальных площадок к инновационным сетям и массовой Новой школе.

В 2009-2010 учебном году в пилотном режиме запускается новый стандарт в образовательную практику через сетевую инновационную площадку Международной ассоциации «Развивающее обучение» (МАРО). Цель – создать условия для массового перехода начальных школ РФ на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В Юго-Восточном округе в новом учебном году более 30 образовательных учреждения будут участвовать в работе по апробации стандартов нового поколения: №№84, 430, 485, 500, 509, 572, 641, 687, 785, 1040, 1041, 1084, 1208, 1228, 1344, 1350, 1359, 1367, 1420, 1423, 1458, 1469, 1493, 1547, 1830, 1858, 1881, 1907, 1910, 1935, 1937, 1967, 1987.

2010-2011 учебный год – переход всех первых классов образовательных учреждений РФ на новый образовательный стандарт.

Ключевая идея новых стандартов – это определение требований к результатам обучения и условиям образовательного процесса. Напомню, что в соответствии со ст.7 Закона РФ «Об образовании» (редакция 2007 года) Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования имеет новую структуру. Главным объектом стандартизации теперь выступает Основная образовательная программа (ООП) ступени образования, и поэтому вся система стандартов подчинена удовлетворению трех групп требований, предъявляемых к основной образовательной программе. Это требования к ее структуре, условиям реализации и результатам ее освоения. До сих пор образовательные учреждения не использовали такой вид образовательной программы. В учреждениях, как правило, разрабатывалась образовательная программа на модульной основе; использовались или разрабатывались авторские рабочие учебные программы по отдельным учебным предметам, курсам и дисциплинам.

Многие модули традиционной образовательной программы сейчас относятся к разрабатываемым и реализуемым в образовательных учреждениях программам развития. Но в современной практике управления образованием в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовой базой предусмотрено четкое разделение программы развития и основной образовательной программы.

Основные разделы программы развития сегодня – это:

Информационно-аналитическая справка о конечных результатах деятельности образовательного учреждения на момент начала реализации программы развития.

Концепция программы развития, включающая обзор и анализ социального, общественного и государственного заказов на образование, ключевую проектную идею, миссию образовательного учреждения, стратегические цели, приоритетные направления развития.

Реализация концепции, включающей краткий SWOT-анализ исходной ситуации (ресурсы, проблемы для достижения результата, сильные и слабые стороны образовательного учреждения), модель реализации, инновационные программы и подпроекты, этапы реализации, календарный план, ожидаемые результаты, мониторинг, критерии, показатели, возможные риски и их минимизацию, финансовый план реализации программы.

Школа, управляемая только извне, со стороны государства, не в состоянии полноценно обеспечить качество образования. Поэтому программа развития должна предполагать механизмы общественно-государственного управления, мониторинга и контроля.

Программа – это долгосрочный план работы образовательного учреждения с ежегодной корректировкой на основе экспертной оценки хода реализации и рассчитанный не менее чем на 3-5 лет.

Основная образовательная программа – единый комплексный документ, проектируемый по ступеням образования и включающий в себя: учебный план основного и дополнительного образования, рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и дополнительного образования, перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания. В будущем учебном году мы планируем совместно с управлением образования провести обучение всех образовательных учреждений округа по проектированию индивидуальных для каждого учреждения программ развития и основных образовательных программ.

Следует отметить, что в этом учебном году планируется при выстраивании рейтинга образовательных учреждений помимо качественной оценки деятельности применять квалиметрические (количественные) показатели и шкалы самооценки конечных результатов и уровней совершенствования деятельности, а также аналогичные данные по итогам внешней экспертизы.

В наступающем учебном году мы должны активно включиться в разработку примерной основной образовательной программы начального общего образования, которая будет ориентиром для разработки основных образовательных программ начального общего образования каждого образовательного учреждения на 2010-2011 учебный год.

Внедрение новых образовательных стандартов в начальной школе – это только первый шаг комплексной модернизации системы общего образования страны. Уже готовятся стандарты основной и старшей ступени общего образования, в основе которых закладывается аналогичная идеология.

Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) – новый (неизвестный) вид ОП для образовательного учреждения, но именно она должна стать предметом проектирования, особой заботы для всего педагогического коллектива (а не только педагогов начальной школы), администрации и родительской общественности школы.

Необходимо отметить, что на данный момент примерных основных образовательных программ начального общего образования ни одна из образовательных систем, существующих в начальной школе, пока не подготовила. Нет сегодня и общего представления о том, какой формат должна иметь примерная основная образовательная программа. В связи с этим одна из задач первого этапа внедрения образовательных стандартов нового поколения должна быть связана с разработкой формата, прежде всего примерной образовательной программой ступени образования. Для этой работы необходимо будет привлечение представителей авторских групп всех существующих учебно-методических комплектов (образовательных систем) начальной школы для разработки примерных основных образовательных программ начальной ступени.

Требования к результатам должны включать не только знания, но и умения их применять. В число таких требований должны войти компетентности, связанные с идеей опережающего развития, все то, что понадобится школьникам и в дальнейшем образовании, и в будущей взрослой жизни. Результаты образования должны быть сформулированы отдельно для начальной, основной и старшей школы, учитывать специфику возрастного развития школьников. Достижение таких результатов в практике конкретных образовательных учреждений должно основываться на передовых достижениях отечественной психолого-педагогической науки.

Обновленное содержание образования требует не только нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, уровня внутришкольной системы управления качеством образования.

Система оценки уровня достижения планируемых результатов при реализации основных образовательных программ должна сопровождаться набором примерных контрольно-измерительных материалов (инструментов), форм экспертных оценок, с помощью которых устанавливается качество освоения обучающимися основной образовательной программы (на данном этапе на уровне первого класса). Поэтому следующая наша задача – разработка и апробирование новых контрольно-измерительных материалов под новые образовательные результаты, что потребует пересмотра системы оценивания.

Оценивание должно происходить как по результатам специально выполняемых каждым учащимся аттестационно-диагностических работ, так и в других формах: экспертная оценка учащихся, взрослых (педагогов, родителей), публичная презентация достижений школьников, сбор и анализ портфолио учащихся. При формировании портфолио должны использоваться средства ИКТ для записи (фиксации) хода и результатов деятельности учащегося: индивидуальной, в группе, в классно-урочной, проектной ситуации, ситуации представления («защиты») результатов. В связи с этим возникает особая педагогическая задача – разработка системы промежуточной аттестации на уровне образовательного учреждения в условиях новых стандартов, которая включала бы в себя и учитывала не только учебные, но и внеучебные достижения школьников.

Складывающаяся система оценки в каждом образовательном учреждении должна быть существенно дополнена и уточнена с учетом новых акцентов:

переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования;

переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;

переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию – в соответствии с новым поколением стандартов и с учетом возрастной ступени обучения.

Требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это также означает, что основная образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

Требования к условиям реализации образовательных программ должны описывать все кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия, без которых нельзя будет достичь необходимых образовательных результатов и решать задачу сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников. При формировании требований к материально-техническим условиям сегодня на уровне Российской Федерации отказались от предельно детального описания характеристик учебного оборудования. Учитывая, что образовательные технологии и средства обучения постоянно обновляются, сегодня устанавливаются такие требования к условиям реализации образовательных программ, которые бы обеспечивали опережающее развитие современной образовательной инфраструктуры.

Одновременно с реализацией нового стандарта общего образования в округе будет выстраиваться разветвленная система поиска, поддержка талантливых детей и их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Победителями и призерами заключительного этапа Московской региональной олимпиады школьников из учреждений Юго-Восточного окружного управления образования в 2008-2009 учебном году стали 60 человек с 5-го по 11-й классы из 34 ОУ: №№1934, 1462, 1910, 1043, 1959, 1357, 1562, 1566, 1547, 1881, 1423, 1458, 1319, 1716, 436, 1420, 1905, 1439, 1738, 641, 623, 1469, 1209, 2010, 1143, 775, 1877, 1321, 1226, 1421, 329, 506, 1830, 1858. Высокие результаты на олимпиадах всех уровней показывают учреждения образования, в которых активно внедряются профильное обучение и предпрофильная подготовка, индивидуальные учебные планы, различные инновационные программы, которые являются победителями конкурсного отбора в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Опыт этих учреждений мы будем обобщать и распространять для всех учреждений нашего округа.

Работа с талантливой молодежью требует разработки специальных индивидуальных образовательных программ и новых организационных форм поддержки. Одной из наиболее эффективных форм работы по воспитанию и развитию одаренных школьников стало привлечение их в школьные научные общества. В 2008-2009 учебном году в округе работало 48 научных обществ учащихся, ежегодно их число увеличивается, нам крайне необходимо поддерживать творческую среду обучения, обеспечивать возможность самореализации учащихся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио). Более широкое распространение должны получить деятельность межшкольных факультативов для мотивированных и одаренных детей, сетевые формы организации профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Ключевой фигурой современной школы остается учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества педагогов, работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты. Нам необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте