Внедрение новых стандартов образования продиктовано изменением окружающего мира и обильным количеством информации, которая буквально обрушивается на наших детей из всевозможных источников. При этом нужно признать, что не все познания полезны и нужны.
Чтобы успеть научить ребенка лавировать в этом огромном водовороте прогресса, ему необходимо предложить инструмент, при помощи которого он сможет выбирать нужные для себя объемы и объекты.
Именно так мне, как непедагогу, видится этот поединок ребенка со сложным познанием окружающего мира.
Можно долго спорить на тему, что у нас, мол, все было не так и тем не менее мы выросли образованными людьми. Но расстояние в 20-30 лет – целая эпоха, а не просто смена поколения. Это новое мировоззрение и новая цивилизация. Никто не удивляется сейчас, когда 5-6-летние дети разбираются во всевозможной технике и ловко орудуют клавиатурой и мышью. И заинтересовать таких супердетей азбукой и арифметикой сейчас очень сложно.
Нынче учитель будет услышан и понят, когда не станет взывать к зубрежке и цитатам (хотя их нельзя исключить, но использовать только как вспомогательные инструменты). Поэтому он должен стать проводником и союзником. А дети путем проб и ошибок выйдут на верный путь.
Все новое одновременно и заманчиво, и опасно. Но у нас, родителей тех детишек, которые стали участниками подобного эксперимента по введению новых стандартов, есть неоспоримое преимущество – дети познают мир под присмотром опытных наставников.
У меня есть возможность сравнивать методы подачи информации в начальной школе: дочь учится в первом классе и обучается по новому стандарту, а сын – в третьем и учится по обычной программе, разница налицо. Конечно, нужно брать во внимание и личные характеристики ребенка. Но когда я помогаю первокласснице Нике готовить какой-либо урок, я невольно представляю себя студенткой, а не ученицей первого класса. Большое количество инструментов, подготовка рефератов, презентаций и личных страниц, естественно, не обходится без помощи взрослого, но ребенок видит именно эту программу, эту систему приготовления уроков, и для него это норма.
Что касается большой нагрузки, она, конечно, присутствует, но дочь ни разу за три четверти не пропустила ни одного дополнительного занятия или тем более отказалась на него идти, а это показатель. Такие предметы, как «Конструирование», «Маленький исследователь» и «Моя Москва» – ее любимые. Она до 16.30 находится в школе.
Конечно, многое зависит и от мастерства педагога. В моем случае нам повезло – Ирина Шлома на высоте, как и новая система образования.
При условии совпадения трех составляющих – грамотный педагог, любознательный ученик и адекватный родитель, участвующий в образовательном процессе в пределах разумного, – на выходе получим качественный результат. Во всяком случае, мы к нему стремимся и работаем над собой.
Комментарии