search
main
0

Новая цивилизация. Строится образовательный холдинг

Каждый день в лицее что-то новое. То его директор Валентин Самусенко затеял школу полного дня. Эту идею в 1998 году на выставке в Сокольниках едва не подвергли обструкции, а потом рекомендовали для школ Центрального округа, взяв за образец работу лицея. Потом бился Самусенко за создание образовательных округов. Теперь говорит об образовательном холдинге. Нет, не видел лицей за 20 лет ни одного спокойного дня. Круглая дата пройдена, а у его неугомонного директора замыслов еще громадье…

Мичуринский лицей родился в 1989 году на базе интерната №1. За долгие годы из него выросло то образовательное учреждение, которое начальник Управления образования и науки Тамбовской области Наталья Астафьева зовет центром социокультурного развития и подчеркивает, что этот оригинальный просвещенческий институт, генерирующий научный потенциал для решения практических задач школы, оказывает немалое влияние на модернизацию образования региона.

В Мичуринском лицее учителя, работающие в начальной школе, знакомятся с уровнем требований педагогов среднего звена, согласуют с ними программы, методики, приоритетные обучающие и развивающие цели. Педагоги, принимающие класс в среднем звене, за год до этого начинают посещать уроки в начальной школе, знакомятся с будущими учениками, обмениваются опытом с учителями начальных классов как узкие специалисты. Ежегодно отслеживается качество знаний при переходе из 3-го в 5-й класс по предметам, и таким образом закладывается фундамент, на котором будет возводиться система знаний, необходимых для следующей школьной ступени. Результаты анализируются и обсуждаются на совместных заседаниях кафедр начальных классов и различных предметных циклов. Вскрываются причины выявленных недочетов, разрабатываются способы их устранения.

Профильная направленность в пятом классе еще не проявляется. Но уже в этот период можно создать условия, в которых врожденная склонность ребенка реализуется максимально.

Для этого уже с дошколятами ведется работа над названием «Лучик», что расшифровывается как лучший ученик и компания, имея в виду сотрудничество с родителями. Ребятишки из детского сада приходят в лицей, чтобы подготовиться к первому классу. Ведь для того чтобы соответствовать уровню этого образовательного учреждения, необходимо много знать. Любая маленькая прореха в полученных о науках сведениях может оказаться большим тормозом в углубленном постижении предметов.

В начальной школе осуществляется первая дифференциация класса на подгруппы А, В, С для занятий английским языком в зависимости от способностей ученика, особенности дикции, склонности к изучению языка. Для того чтобы создать детям возможность всестороннего развития и в то же время избежать лишних перегрузок, используется режим школы полного дня. После прогулки, обеда и послеобеденного сна во второй половине дня проводятся занятия хореографией, изобразительным искусством, гувернерские занятия по английскому языку. В начальной школе отслеживается успешность каждого лицеиста с целью дальнейшей дифференциации их в среднем звене. Таким образом, дети привыкают к большому количеству педагогов, работающих в классе и оценивающих их знания, что облегчает адаптацию учеников к среднему звену.

Выпуск начальной школы распределяется по двум параллельным пятым классам по уровню интеллектуального развития, а затем в каждом классе формируются две подгруппы в зависимости от способностей и склонностей ребят.

Дифференциация по параллелям рождает потребность в дифференциации требований. В лицее модернизировали традиционную пятибалльную оценочную систему. Оценка «пять» преобразована в 55 баллов.

«5» соответствует интервал от 46 до 55, от 36 до 45 – это «4», от 26 до 35 – «3», от 16 до 25 – «2», ну а то, что ниже 15, именуется колом. Валентин Самусенко считает, что правильную оценку знаний ученика можно определить в пределах от 10 до 55 баллов.

Школа как система определенных традиций должна начинаться с самых истоков, опираться на детей, впервые переступивших школьный порог, а не на выпускников начального звена других школ со сложившимися стереотипами восприятия и поведения, что в свою очередь требует времени на адаптацию к новым условиям и ведет к психологическому дискомфорту.

Такая система позволяет параллельно решать, с одной стороны, проблему ученика, который должен получать знания в объеме, соответствующем его интеллектуальному развитию, его склонностям, что обеспечивается дифференциацией на подгруппы и пластичной системой предпрофильной подготовки. С другой стороны, решается проблема учителя, который повышает свой профессиональный уровень не время от времени на курсах повышения квалификации, а в повседневной работе вследствие ежедневного сотрудничества с коллегами по «горизонтали» и «вертикали», а также дифференцированного подхода к тарификации, при котором педагоги, проявившие высокий профессионализм, получают возможность работать в более сильной по его предмету параллели. Задача руководителя, с одной стороны, осуществлять жесткий контроль. С другой – создать условия для творческого развития педагога. Причем таким образом, чтобы потребность в подобном характере деятельности исходила от самого учителя.

Разработка учебных пособий учителями-практиками в дополнение к учебникам, рекомендованным Минобрнауки России, позволяет рационально подходить к учебному времени.

В лицее создали специальную форму внеклассного обучения английскому языку детей младшего возраста, используя для этого вторую половину дня и делая акцент на обучение общению. Оно происходит более успешно в естественных ситуациях. Новизна опыта заключается в переносе знаний на практику, так как режимные моменты второй половины дня – время прогулки, обеда, подготовки к дневному отдыху, занятия по интересам – это и есть те естественные ситуации, в рамках которых организуется речевое общение. Учителя английского языка называют гувернером. Правда, он отличается от традиционного, так как работает не с одним-двумя детьми, а с группой. Здесь выбрали этот термин, так как бытовые условия начальной школы лицея приближены к домашним.

При помощи автоматизированной системы обучения, разработанной лицеем, проводится мониторинг. Она позволяет создавать модули предоставления информации, а также тесты открытой и закрытой формы. Для каждого модуля задается время его работы индивидуально для каждого ученика, что облегчает планирование времени урока. Система позволяет создавать уроки из готовых модулей, причем для их формирования имеется возможность выбора модулей по любой дисциплине и классу, индивидуально для каждого. Она предусматривает возможность установки допустимого количества ошибок, при котором результат все равно будет оценен. Полученные данные сохраняются, что позволяет их отслеживать на протяжении длительного временного интервала. Результаты работы обучающегося отображаются в виде графиков, где для каждого этапа работы представлены оценка, степень ее достоверности и процент затраченного на выполнение задания времени. Кроме того, представленная система позволяет определить рейтинг воспитанников по данному предмету.

Так как в лицее сделана ставка на преодоление олимпиадных высот, то сюда нередко просятся ребята из других школ для специальной подготовки к интеллектуальным состязаниям. Учащиеся сельских школ приезжают сюда на несколько дней на стажировку. В идеале вместе с ними приезжают и их учителя. Отсюда – тот самый образовательный холдинг, складывающийся из сотрудничества многих структур и ведомств.

У Самусенко молодая команда. Средний возраст его педагогов – 33 года, завучей – 35. Несмотря на то что ритм работы задан бешеный, учителя на своего «одержимого» руководителя молятся. Вместе они выстраивают, возможно, новую цивилизацию.

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

Мичуринск, Тамбовская область

Заместители директора лицея Наталья КОЗЫЧЕВА, Дмитрий ТРУНОВ, Ольга АЛПАТОВА

Валентин САМУСЕНКО с лицеистами

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте