Мы смогли!
Елена КАЗАКОВА, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель программы благотворительного фонда Сбербанка «Цифровая платформа для персонализированного образования в школе»
Есть такая поговорка: «Хочешь рассмешить судьбу – расскажи ей про свои планы на завтра». В этом году мы все испытали на себе, что такое педагогика в условиях VUCA-мира. Платформа новой школы, названная позднее «СберКласс», еще в феврале 2020 года планировала спокойно войти во вторую фазу разработки. Наши планы были просты и амбициозны – вместе с верными партнерами, школами, которые и до пандемии отлично понимали всю значимость и неизбежность цифровизации, доработать содержательное и технологическое наполнение программы. Но грянул март, который вместо весенних надежд принес тревогу за жизнь и здоровье детей и педагогов.
Оглядываясь на прошедший год, я могу уверенно сказать: мы выстояли, смогли защитить и поддержать всех, кто был готов меняться во имя общих целей, провели десятки дискуссий, разработали сотни новых модулей и тысячи интересных задач, обрели надежных друзей и принципиальных противников. Мы сами привыкли и убедили многих: цифровые инструменты не враг образования, а инструмент помощи учителю, ученику, родителям, правда, в умелых руках. И еще – хорошее образование нельзя получить от кого-то в дар, его можно «заработать упорным трудом в хорошем образовательном сообществе». Впрочем, и построить школу, в которой качество жизни порождает качество результата, можно только всем вместе… но с опорой на современные технологии, в том числе цифровые.
От слов – к делу
Наталья КОРЯКИНА, к. п. н., ведущий методист АНО «Платформа новой школы»
Наш проект непростой, инновационный, и учителя порой сложно в него входят. Многие из них хорошо знают свой предмет и методику его преподавания, однако им бывает трудно перестроиться и начать работать по-другому – с применением иной методологии и использованием цифровых инструментов.
Персонализация и цифровизация меняют саму структуру урока, он перестает быть главной содержательной единицей образовательного процесса, превращаясь скорее в организационный момент. Поэтому вопрос методического сопровождения СберКласса был и остается одним из самых важных. Мы создали дистанционные курсы, обучающие всем аспектам новой методологии, чтобы помочь выработать практические навыки использования инструментов ПМО. Получил инструмент – сразу опробовал его на практике. Прошел модуль – участвуешь в семинаре-практикуме, отрабатывая на платформе Zoom практические навыки в малых группах. Причем, подчеркну, это не одностороннее общение, а интерактивная форма усвоения материала, когда каждый участник может «прожить» материал, работая в группах, дать и получить обратную связь.
На самом деле работа в малых группах сотрудничества учителям не в новинку, но эту форму они, как правило, применяют только на открытых уроках, в остальное же время предпочитают излагать материал фронтально, иногда включая ребят в обсуждение. Наша модель активно предлагает разные формы взаимодействия учащихся, но особый акцент мы делаем на организации учебной работы в малых группах сотрудничества. Ребята, поработав в группах, обязательно представляют всему классу свои результаты, получают обратную связь, вместе празднуют успех. Этому мы учим и педагогов, поэтому они с самого начала осознают: если четко и по алгоритму прописать каждый шаг, работа пойдет так, как надо, дети будут обучать друг друга и усваивать больше, чем если бы педагог давал им знания сам. Главное – донести до них базовые знания, а вот как раз с этим моментом очень хорошо справляется платформа «СберКласс». В общем, группы – это не самоцель, а средство, форма работы, позволяющая достичь высокого результата.
Но и нам в этом году пришлось постараться, ведь одно дело – курировать работу 15 школ, и совсем другое – тиражировать проект на 2,5 тысячи образовательных организаций по всей стране. На наших методистов легла очень большая нагрузка, в течение нескольких месяцев им пришлось практически ежедневно по 5-6 часов вести семинары для учителей из 65 регионов России. Стоит особо отметить: они не давали методику преподавания того или иного предмета, поскольку мы исходили из того, что учителя ею владеют в достаточной мере. Этому учат и в педагогических институтах, и на курсах повышения квалификации. Задача была в другом – помочь педагогам освоить новые инструменты и подходы, которые каждый предметник смог бы применять на своих уроках. Беда в том, что подавляющее большинство учителей, работающих в традиционной методологии, делают упор на знания в рамках своего предмета и не уделяют внимания развитию гибких навыков, личностного потенциала ребенка. В лучшем случае это слова, за которыми ничего не стоит. А наша модель благодаря цифровой платформе помогает это делать.
Каждое наше общение с учителями начинается с того, что мы предлагаем им поразмыслить, что они уже делают из того, что надо в рамках методологии ПМО, и что еще можно сделать для достижения лучшего результата. И все наши практикумы опираются на уже существующий у учителей опыт. Ведь все методисты сами учителя в прошлом.
Каждая школа вправе создавать собственную модель персонализированного образования. Поэтому нам важно поддерживать общение и сохранять обратную связь, иметь в каждой школе людей, которые бы понимали саму суть ПМО и учитывали местные особенности.
Ключевые характеристики
Анна ХАМАРДЮК, исполнительный директор дивизиона «Цифровые образовательные платформы» Сбера
В прошлом учебном году цифровая образовательная платформа «СберКласс» пилотировалась на базе 15 школ пяти российских регионов. Суть предлагаемого школам решения заключалась в том, что привычный учебный материал излагался не через учебники, не через задачи, которые учитель давал ученикам, а посредством структурированных по методологии ПМО учебных материалов, включающих в себя систему заданий по нескольким уровням. Ребенок получал возможность планировать свое продвижение по предмету и понимал, зачем ему это нужно. Как мы знаем, именно от этой осознанности и зависят мотивация ребенка, его успехи в учебе.
Но весной случился локдаун, задача масштабирования серьезно усложнилась, и главы целого ряда регионов страны обратились к руководству Сбера с тем, чтобы платформа была предоставлена им для организации дистанционного взаимодействия учителей и учеников. Их просьба была удовлетворена, и платформа стала доступна гораздо большему количеству учеников, чем предполагалось ранее.
Правда, теперь перед разработчиками контента встала весьма непростая задача – уточнить, усовершенствовать и довести до предпромышленной эксплуатации тот учебный материал, которым платформа располагала на период апреля 2020 года. В течение лета по всем школьным предметам с 5‑го по 9‑й класс был реализован контент-план, согласно которому учебные модули по всем курсам дорабатывались и были предложены 1 сентября в своем усовершенствованном виде. Напомню, что весной 2020 года целого ряда предметов (например, литературы, иностранного языка) на платформе не было. Но к началу нового учебного года все белые пятна были ликвидированы.
Ключевыми характеристиками контента СберКласса считаются его избыточность, динамичность, оперативная изменяемость, что резко отличает его от контента учебников и учебных пособий, издаваемых раз в пять лет. Наш контент позволяет формировать не только предметные навыки, прописанные во ФГОС, но и навыки XXI века. При этом есть возможность динамичной визуализации процесса изменений при освоении ребенком тех или иных учебных дисциплин. Всегда можно знать, какой прирост наблюдается в предметных и непредметных навыках.
Важно подчеркнуть: на основе созданного разработчиками СберКласса контента каждый учитель имеет право создавать собственные модули для своих учеников.
Цитата номера
«Персонализированная модель образования основана на том, что было высказано нашими педагогами-новаторами еще в период реформы советской школы 80‑х годов прошлого века. Но старое ни в коем случае не значит плохое. Просто на очередном этапе развития нашего общества высказанные тогда идеи индивидуализации процесса обучения каждого ребенка нашли новый смысл и получили новый импульс. В условиях современных запросов и при наличии передовых технологий реализовать эту идею можно с гораздо большим эффектом. Правда, хочу добавить, что индивидуализация (и персонализация) предполагает особую структуру общения. Потому что чувство взрослости у детей во многом обусловлено не только тем, что они выбирают для изучения, но и тем, как на это реагируют их сверстники и педагоги. Хорошо, если эти моменты учтены на платформе «СберКласс».
Владимир СОБКИН, академик РАО,
руководитель Центра социологии образования Института управления образованием Информационно-аналитического центра РАО
Директорский клуб
Александр ШАПОШНИКОВ, руководитель отдела обучения и сопровождения АНО «Платформа новой школы»
Как известно, одни школы вошли в проект в прошлом году (их 15), другие – в этом (их более 2,5 тысячи). Появилась идея создать совет директоров из числа руководителей школ, которые в проекте уже второй год, чтобы они рассказали своим коллегам о том, как преодолевали возникающие проблемы. На сегодняшний момент у нас состоялись уже три такие встречи.
Тема первой – «ПМО: к каким изменениям в школе может привести ее внедрение. Возможности использования платформы при временном переводе образовательного процесса в онлайн-режим». В рамках этой встречи выступили 5 директоров, которые рассказали, что произошло в их школах за минувший год, как преобразилась школьная среда, как изменились взаимоотношения учеников и учителей. Также особый интерес вызвал рассказ о том, как с помощью платформы организовано обучение школьников в условиях пандемии.
Тема второй встречи – «Выстраивание взаимоотношений с родителями учеников, участвующих в проекте. Мотивация учителей на участие в проекте». Опытные директора также рассказали о том, как они организовали информирование родителей о проекте, как организовывали работу с педагогами, создавали школьные команды учителей, участвующих в проекте, как, посещая уроки, учились друг у друга.
Третья встреча была посвящена управленческим решениям. В ее рамках выступили уже не только директора, но и разработчики платформы. Они говорили о том, какую аналитическую информацию о работе учителей на платформе можно получить в настоящий момент. А директора дополнили обсуждение рассказом непосредственно о том, какие управленческие решения они принимали на основании этой статистики, каким образом ее использовали.
Логика перемен
Татьяна КОРНИЕНКО, директор гимназии №24 имени И.А.Крылова, Санкт-Петербург
С момента начала использования платформы в нашей гимназии прошло три с половиной месяца. Пока сложно делать глобальный вывод о характере изменения образовательных результатов и факторах, которые непосредственно повлияли на изменения. Но по результатам тестов и проверочных работ с использованием платформы у наших пятиклассников уже можно наблюдать изменения в сторону повышения среднего балла по отдельным учебным дисциплинам.
У всех вовлеченных в процесс использования СберКласса повышается уровень цифровой грамотности. Педагоги нашей гимназии просят помочь продвинутых учеников в организации работы с платформой на занятии при возникновении ряда затруднений.
Родители, которые регулярно отслеживают историю успеха своих детей, повышают уровень цифровой компетентности. В беседах с педагогами и администрацией гимназии они выяснили, что СберКласс вовсе не подразумевает сплошного применения планшетов. Ученики время от времени возвращаются к работе с гаджетами, но при этом используют различные предложенные учителем формы и технологии работы на занятии.
В нашей гимназии отношения между всеми участниками образовательного процесса традиционно были и остаются на должном уровне взаимного уважения и доброжелательности. С уверенностью можно сказать, что благодаря СберКлассу укрепились партнерские отношения как между учениками, так и между педагогом и детьми.
Комментарии