search
main
0

НОУ-ХАУ для всех. Педагоги создают свои медиаресурсы

Внедрение интернет-технологий в образовательную деятельность предполагает три аспекта – технические возможности, готовность педагогов и электронные образовательные ресурсы.

Люди и техника

Что касается первого, то Нижегородская область по наличию ПК на одного ученика идет, можно сказать, впереди всей России. Так хорошо сработала областная целевая программа вкупе с федеральной. Но и сейчас ежегодно стараются обновлять устаревшие электронные машины. Школы, выигравшие президентский грант в один миллион рублей, в большинстве своем заменили старые компьютерные классы да прикупили более современную технику – ноутбуки, медиапроекторы с экранами. С готовностью педагогов тоже, в общем-то, дела обстоят неплохо. Более половины педагогического состава области прошли обучение на курсах в НИРО, и с каждым месяцем «зараженных компьютерным вирусом» прибавляется. Они, по крайней мере, психологически готовы использовать ИКТ. Остаются электронные образовательные ресурсы. Насколько они востребованы?

Казалось бы, все просто, включай ПК и пользуйся. Однако в реальности все совсем не так. И даже наличие компьютера и интернета иногда проблему не решает. Итак, какими же электронными ресурсами пользуются нижегородские учителя? Тем, кто повышал свою квалификацию на курсах в Центре интернет-образования, и искать ничего не надо. Выпускникам преподаватели ЦИО дают распечатку названий общероссийских и региональных информационных и образовательных сайтов и порталов, электронных библиотек, энциклопедий, виртуальных музеев и множество других полезных ссылок, которые можно найти в интернете. Творчески работающие педагоги не ждут чего-то, а сами пополняют свою медиатеку, приобретая компакт-диски на собственные средства. И из этой же категории творческих людей, к тому же прилично владеющих компьютером, выделяется группа учителей и библиотекарей, создающих авторские медиапрезентации. Последних в масштабах области довольно много, но все же не подавляющее большинство, как хотелось бы.

Посторонним вход воспрещен!

Что же мешает использовать медиаресурсы в своей работе всем нижегородским учителям? Во-первых, большая учебная нагрузка, особенно в сельских школах, когда педагоги ведут несколько предметов и соответственно подготовка к урокам отнимает много времени. Да и в городских школах низкая зарплата учителя вынуждает искать подработку. До каких уж тут презентаций, когда дома нет компьютера?

Во-вторых, пока еще телефонная связь оставляет желать лучшего, да и интернет для образовательных учреждений еще не везде бесплатный, как, скажем, в США, а посему виртуальная экскурсия в Третьяковку или Британский музей нижегородским школьникам не очень доступна.

В-третьих, практически все школьные компьютеры стоят в классах, где детей обучают информатике. И в этом случае сразу два противостояния – учитель информатики отвечает за «свое хозяйство» и не всегда приветствует работу «посторонних». Но даже если предметник и сделает электронный материал к уроку, то где его показывать ученикам? Опять же в кабинете информатики. Это значит, надо искать «окно», подстраиваться под расписание – в общем, слишком много хлопот. А вот если бы у учителя музыки школы № 30 Нижнего Новгорода Ольги Толстовой стоял компьютер и мультимедийный проектор в ее кабинете, сколько бы интересного узнали ученики из области культуры. Презентации, которые Ольга Игоревна делает сама на домашнем ПК, удивляют многообразием интересных фактов, иллюстраций и музыкальных фрагментов. Однако эти электронные учебные пособия пока не используются в полном объеме. У учителя есть задумки сделать цикл медиапрезентаций по некоторым темам программы начальной школы, но все тормозит отсутствие в кабинете музыки техники, на которой это можно будет показать детям.

Чтобы разрешить проблему, ректор НИРО Николай Бармин предложил поставить в школьных библиотеках несколько компьютеров, пару из них подключить к интернету, чтобы каждый педагог мог прийти и найти нужную ему информацию для урока, сделать мультимедийную презентацию. Директор нижегородской гимназии № 67 Эльвира Казакова поделилась мечтой, чтобы школьный медиацентр был оснащен не только стационарными компьютерами, но и ноутбуками, с которым учитель мог бы пойти в библиотеку, подготовиться там к уроку, с этим материалом прийти к ученикам и по тому же ноутбуку показать его им. В Лицее-центре одаренных детей есть своя медиатека, в которой довольно много виртуальных УНП. Они и места мало занимают, и действительно их можно очень хорошо использовать на самых разных уроках. Но опять же директора ЦОДа Светлану Носову волнует вопрос о портативном компьютере, который учитель возьмет на урок, чтобы все это показать. Ведь таких ноутбуков должно быть в школе не один, и не два.

Учителя Борского района на недостаток компьютеров не жалуются. Здесь многие педагоги сами создают электронные учебные пособия, в том числе и на домашних ПК. В школе №4 города Бор разработали целый курс обучения физике с использованием медиаресурсов на уроках в седьмом и восьмом классах, который используется и при контроле, и в индивидуальной работе с учащимися. Активно работают в этом направлении учителя лицея, школ №№ 1, 4, 10, 2, 6 города. Много разработок по внеклассной работе у педагогов центра внешкольной работы «Алиса». На конкурсе в Москве получила признание программа кружка правового обучения школьников. Экспертным советом НИРО сертифицирована разработанная преподавателем истории программа кружка по граждановедению, и ее используют в своей работе другие учителя. А учительница географии Кантауровской сельской школы Инна Клочкова написала учебное пособие по географическому краеведению Борского района.

В плане техники проблем нет – в каждой школе есть компьютерные классы, и не по одному, оснащенные и выходом в интернет. Но мечтают борчане, чтобы в каждом кабинете у предметника был переносной мини-проектор с экраном. Это, говорят учителя, идеально – заниматься именно в своем кабинете на мобильном оборудовании, а не вставать в очередь в компьютерный класс для проведения урока или каких-то консультаций с использованием компьютерных презентаций. Кстати, есть в Борском районе школы, где директора задумываются о том, как уже весь учебный процесс компьютеризировать, чтобы каждый учитель-предметник владел ПК и использовал его в преподавании своего предмета. Начальник районного управления образования Татьяна Галанина надеется, что такой первой ласточкой станет Октябрьская школа, которая сегодня создает все условия для внедрения компьютерных технологий в учебный процесс. «Мы им помогаем, ведь здесь в первую очередь надо создать саму базу – необходимое количество компьютеров и объединение их в сеть. 50 процентов средств выделил местный бюджет по распоряжению главы администрации, и остальные 50 процентов буквально на днях пришли из резервного фонда губернатора. Педагоги этой школы сами изъявили такое желание, но и оно должно подкрепляться внутренней готовностью ко всему, что последует затем. Поэтому они прекрасно понимали, что дальше будет кропотливый труд».

Ошибка на ошибке

В-четвертых, как выяснилось, в нижегородском образовании больше популярны видеотеки, чем медиатеки. С электронными ресурсами в большинстве школ области, прямо скажем, туговато. В силу вышеперечисленных причин компакт-диски можно пересчитать по пальцам, даже в городских ОУ. В Бору ими, например, могут воспользоваться учителя химии, биологии, истории, ОБЖ. Но и при этой скудости учителя разделились на тех, кому нравится применять эти материалы, а кому не очень. Некоторые педагоги говорят, что содержание CD не соответствует теме, и они часто используют не весь урок, а лишь его фрагменты, что очень неудобно. Методисты поддерживают учителей и предлагают выпускать в электронном варианте приложения, соответствующие учебным программам и существующим учебникам. В географии, например, можно показать не только путешествия, но и географические зоны, природу, животных. Одно дело – прочитать или услышать, а другое дело – увидеть это воочию, пусть даже на экране. Тогда будут востребованы медиапродукты по ОБЖ, истории, литературе, географии. Очень не хватает пособий по новым предметам – географическое краеведение, биологическое краеведение. Учителя литературы высказывают пожелания, чтобы было как можно больше видеофильмов, а лучше – DVD-дисков по произведениям учебной программы. Можно остановить изображение на интересном месте, и такой метод очень стимулирует у детей желание читать дальше.

И пятое. Несколько лет назад, когда про электронные учебники и ведать не ведали, Перевозский строительный колледж купил таковые. Деньги заплатили немаленькие, но некоторые диски программисты так и не смогли открыть. А в тех, которые открылись, было столько грамматических ошибок, что преподаватели за голову схватились. Впору самим их исправлять, прежде чем такой «учебник» студентам предлагать. Вероятно, с тех самых пор в этом колледже свои учебные пособия пишут сами преподаватели ПСК и выпускают в двух вариантах – бумажном и компьютерном. Так, может, с наших земляков и началась эра хорошего электронного образовательного ресурса?

Нижний Новгород – Бор, Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте