search
main
0

Ностальгия по декадансу

Литература – наше “все”. К этому мы уже привыкли. И поэтому ждем от словесников чего-то супероригинального, творческого. Тем более от конкурсных уроков.
Счастье, жизнь и смерть, смысл жизни, воля и своеволие, Родина, добро и зло. Темы уроков всех конкурсантов так или иначе выходили на философский, этический и эстетический уровни. Вечные ценности. О них зачастую принято говорить лишь на литературе, да разве еще вскользь на классных часах. И поэтому гуманитарной катастрофой считают филологи проект, по которому литературу хотят сделать чуть ли не факультативом, переведя из федерального компонента в региональный. Но литература – не только искусство слова, но и искусство жизни, мысли.

Продолжение. Начало в NN 47-49

– Почему герои так настойчиво рассуждают о счастье? – спрашивает восьмиклассников Светлана Юрьевна АРТЕМОВА (Калужская область). – Тема урока – “Варианты счастья в повести Пушкина “Капитанская дочка”. В самом начале занятия ребята читают пушкинские стихи о счастье. А потом Артемова раздала каждому ученику карточки с 13 отрывками из “Капитанской дочки”, где упоминается слово “счастье”.
Артемова убеждена – текст продолжает самостоятельно вырабатывать смыслы. Поэтому работа над словом – главное для учителя-словесника. Светлана Юрьевна предлагает ребятам обратиться к черновикам – понаблюдать, как менялся замысел поэта, ею широко используются исследовательские приемы.
Форма урока Снежаны Александровны ВЕРБИЧ (Курганская область) необычна – урок-версия “В этой жизни умирать не ново”. А девизом его можно считать слова Евтушенко:

– Есть лишь убийства на свете…
запомните
Самоубийств не бывает вообще.

Три судьбы – Сергея Есенина, Владимира Маяковского и Марины Цветаевой. Этих людей объединяет трагический уход из жизни.
Звучат стихи. На доске – портреты поэтов, а еще – старые газетные вырезки. Именно эти скороспелые обличения некоторых газетчиков “помогли” поэтам уйти из жизни.
Снежана Александровна работает в интернате для слабовидящих детей, и ее несколько экспрессивная манера преподавания лишь попытка сделать мир этих детей более ярким.
Форму своего урока Снежана определила как обобщающий урок-размышление, урок-диалог с элементами фронтального опроса. Ее лозунг – от педагогики грамотности к педагогике личности (не уверена, правда, правомерно ли такое противопоставление). Снежана Александровна считает – учитель должен создавать проблемные ситуации, формировать целостный мир ребенка, учить его гуманизму и ответственности за судьбы окружающих.
Зинаида Васильевна ДЕХТЯР приехала из далекого города Кызыла, из Тувы.
Тема конкурсного урока – творчество Горького, рассказ “Макар Чудра”. На доске – ряд черно-белых и цветных фотографий Макара Чудры и эпиграф – строчки из Северянина.
– Почему черно-белые и цветные фотографии? -спрашивает Зинаида Васильевна ребят. И они быстро находят ответ – прием контраста в основе всего сущего.
Погружение в эпоху Зинаида Васильевна считает непременным условием успешного урока литературы. И еще важно понять авторскую позицию.
– Моя палочка-выручалочка – проблемный вопрос, особенное внимание обращаю на художественную деталь, – говорит Дехтяр.
Зинаида Васильевна подчеркивает – на уроке литературы важно не только использование межпредметных связей, но и интегрирование – с философией, психологией, этикой и эстетикой, музыкой, живописью. Она очень уважительно относится к традициям.
– Ломать не строить. На этом принципе и основывается моя методика. Очень важен и эмоциональный фон урока.
…Звучит скрипка. Зинаида Васильевна задает вопрос:
– Ребята, почему именно эту музыку я использовала на уроке?
Одиннадцатиклассники вспоминают – красоту Радды можно лишь сыграть на скрипке…
В центре любой философии – человек. А литература и занимается человековедением – так она соприкасается с философией. Обращается Зинаида Дехтяр к русскому языку, и мы видим, что краткая форма прилагательных – узка, мелка – совершенно меняет смысл.
– Как вы понимаете значение понятий: воля и свобода, гордыня и гордость, индивидуальность и индивидуализм? – спрашивает Дехтяр одиннадцатиклассников.
А в финале делает вывод – в соревнованиях за волю забыли о чувствах. А нужно ли равняться в любви?
На первый взгляд простой горьковский рассказ. А затрагивает вечные темы, без которых немыслим человек. Заканчивается урок музыкой – умиротворяющей, вносящей в душу покой, позволяющей каждому сделать свой вывод.
– Мы поведем разговор о сущности искусства – о поэзии, прикоснемся к душе такого поэта, как Владимир Соловьев, – этими словами начала свой урок Ольга Николаевна КРАСНОВА из Хабаровска. Сущность поэтической концепции Соловьева – рыцарство красоты, он стремится ее вывести из круга смерти в круг вечности. Урок густо насыщен философией. Ольга Николаевна читает стихотворение “В тумане утреннем” и говорит о символах Соловьева – дорога – внутреннее око – горный путь – храм. А итог – нравственный вывод: у каждого человека свой храм, и каждый проходит путь в поисках. Свою же истину можно познать только духом.
Ольга Николаевна убеждена – в основе литературы – духовная встреча, сопереживание, диалог внешний и внутренний. Важно, чтобы работа ума становилась и трудом души.
Особый разговор – уроки, связанные с темой Родины. Эмоционально ярким, насыщенным был урок Оксаны Валентиновны КОВАЛЬЧУК из Воронежа.
Звучит колокольный звон.
– Что значит этот звук для русского человека? – обращается к десятиклассникам Оксана Валентиновна.
– А что такое душа, часто ли произносим это слово?
В классе есть стол находок – за ним со словарем Ожегова работает ученик. Без прошлого нельзя понять будущего – урок Ковальчук тесно связан с историей. Ребята работают по группам с карточками – кто-то изучает язык жития, а кто-то размышляет о том, как помогла Аввакуму семья. “Пророк” и “праведник” – разные ли это слова? Вновь обращение к словарю. Учитель зажигает свечу в память о протопопе – эмоциональные моменты очень важны на уроке. А в конце разговора логический вывод – у каждого человека свой путь, и решать вам, как по нему идти.
Галина Рудольфовна МАККОЕВА (Республика Карелия) выбрала темой своего конкурсного урока стихотворение “Парус”.
И вот парус на фоне моря. Картина. Выразительное чтение стихотворения. На уроке много теории: вводятся понятия “лирический герой”, “инверсия”, “антитеза”.
За свой урок “Ключевое понятие Родины в поэзии Набокова” Владимир Алексеевич МОРАР был удостоен звания “Учитель года”. Не будем повторяться, кратко напомним нашим читателям – его излюбленная форма – урок полилог. Морар раздал ребятам три стихотворения – “Россия”, Домой”, “Расстрел” и сказал :
– Я докажу вам, что Набоков не менее талантливый поэт, чем прозаик. Были и схемы, фрагмент из фильма “Война и мир”, и музыка Галича. А еще Владимир Алексеевич поразил жюри диковинным литературоведческим термином – анжанбеман*.
Валентина Семеновна ОНИЩУК (Таймырский автономный округ) пригласила пятиклашек московской школы в клуб философов поразмышлять над понятиями добра и зла. “Высший суд – суд совести” так назывался ее урок по Оскару Уайльду “Мальчик – звезда”. Ребята смогли на уроке рассказать не только о герое Уайльда, но и о своих мамах. Для маленьких философов были припасены грецкие орехи – проникнуть в тайны науки о мудрости так же непросто, как расколоть орешек. А зажженная свеча символизировала мудрость.
В начале урока Олега Николаевича РАЧКОВА из Пензенской области (кстати, он директор сельской школы в свои двадцать семь) прозвучала песня “С чего начинается Родина”. Речь пошла о “Теме Родины в лирике Лермонтова”. Любимые приемы учителя – наблюдение и проблемно-поисковый прием. Стратегическая же цель – развить читательские интересы, а также помочь избавиться от ярлыка “трудный подросток”.
Владимир Николаевич ТАРАНОВ (Оренбургская область) не побоялся выбрать темой конкурсного урока повесть Хемингуэя “Старик и море”. Никаких особых изысков – лишь музыка в начале урока и художественное слово, а еще умение дать ребятам почувствовать прелесть прозы Хемингуэя. Он также предложил ученикам графически изобразить мгновение, которое бы они хотели остановить. И сам его нарисовал – уже по требованию жюри. Любопытными были задания сравнить позицию Джека Лондона и Эрнеста Хемингуэя, а также описать случаи из жизни, когда люди вступали в борьбу с силами природы.
Положительная тенденция, продемонстрированная конкурсом, – возвращение к школьной программе. Для сравнения – в прошлом году был урок по творчеству Черубины де Габриак. Председатель жюри в номинации “Литература” высказал соображение – неплохо было бы увидеть хороший урок по Евгению Онегину. Хотелось бы получить пример яркой, блестящей лекции с элементами игры, лирических отступлений. Показать традиционное нетрадиционно.
Практически всем конкурсантам удалось выйти на диалог, но вот к проблемам анализа художественного текста некоторые подходили лишь к концу урока… Не забывали учителя и о технических средствах обучения – в московских школах с этим проблем нет. И еще хочется добавить одну деталь в завершение – нотки декаданса были слышны чуть ли не в каждом уроке, может, потому, что уходит век, уходит тысячелетие….

Светлана РУДЕНКО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте