Наша исследовательская группа, в которую входили ребята 5-8-х классов лицея, изучала, как современные деструктивные процессы в русском языке ведут к утрате речевой культуры.
Во-первых, слово уступает место образу. Заменяя речевое мышление образным, мы невольно снижаем аналитические возможности человека и делаем его более управляемым извне. Во-вторых, широко внедряются в речь рыночный и уголовный жаргон, нецензурные выражения. В-третьих, язык стал изобиловать сленгом, который, как любой жаргон, убивает мысль, отучает думать. Преднамеренное искажение слов и выражений, коверкание – еще одна напасть для русского языка. Стали популярны выражения «аццкий сотона», «превед кросавчег», «пеши исчо»… Разговорные выражения начинают заменять литературные даже на письме, в результате появляются ща, сёдни, чё, тока, ваще, кто-нить, аффтар. Искажать орфографию стало модно. Набирает силу вестернизация языка. Ей активно содействуют СМИ, предназначенные для молодежи – наиболее активной и чувствительной к внешнему влиянию. Американизмы вытесняют из языка свои аналоги. Еще Дмитрий Сергеевич Лихачев отмечал опасность изменения лексики. Слова исчезают вместе с явлениями. Часто ли мы слышим «милосердие», «порядочность», «любезность»? Слово «нравъ» в древнерусском языке имело до 10 значений! Главные из них: «воля, желание», «добродетель», «характер, душевный склад», «мысль». А слово «любовь» имело цепочку однокоренных образований в 27 слов! Сегодня этого нет в жизни, поэтому нет и в языке. Наш язык один из немногих генетически добрых языков. Еще сто лет назад в словаре русского языка было 287 слов, начинающихся с «благо». Сегодня почти все они исчезли из речи. Или слово «другой». Только в русском языке оно имеет противоположный по смыслу корень «друг». То есть язык дает нам шанс в «другом» увидеть «друга» – сама русская культура в основе своей толерантна. «Общая деградация нас как нации сказалась на языке прежде всего. Без умения обратиться друг к другу мы теряем себя как народ», – подчеркивал Д.С.Лихачев. Социологический опрос в нашем лицее показал, что молодежь понимает, что норма все же необходима. Отказ от «мертвых» норм и узаконивание «живых», как пишут исследователи, резко увеличит разрыв между языком поколений, затруднит передачу информации и породит культурные конфликты. Вот поэтому основой культуры речи служит соблюдение норм литературного языка. Нормы не оковы, а великое благо. Если бы их не было, литературный язык не мог бы существовать.Глафира АЛЕКСЕЕВА, учитель русского языка и литературы лицея №62, почетный работник общего образования РФ, Саратов
Комментарии