В Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон №273-ФЗ) выделены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (ст. 3). Один из них – принцип автономии образовательных организаций (далее – ОО). Он реализуется через наделение ОО соответствующей компетенцией, предметами ведения, по которым предусматривается самостоятельное принятие решений.
Решения, принимаемые ОО, касаются основных прав и свобод граждан, и в частности права на образование, поэтому должны не только документально оформляться, но и доводиться до сведения всех участников образовательных отношений. Таким образом, локальное нормотворчество ОО приобретает особое значение. Это подтверждается выделением в Законе №273-ФЗ ст. 30, в которой определяются объект, предмет и порядок локального нормотворчества, а также указываются его субъекты. Закон устанавливает, что ОО принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее – локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом (ч. 1 ст. 30 Закона №273-ФЗ). В этой норме обозначен баланс прав и обязанностей, который позволяет ОО определять содержание образовательной деятельности с учетом индивидуальных потребностей обучающихся, соблюдая одновременно гарантии их прав, предоставляемые государством. Долгое время управленческий потенциал локального акта ОО был недооценен. Административный персонал традиционно относился к нему не как к инструменту, который упорядочивает образовательные отношения, а как к формализованной отчетности, предназначенной для внешних проверок. Это не позволяло руководителям ОО развивать образовательный процесс в соответствии с меняющимися условиями, а также лишало их юридических аргументов в общении с обучающимися и родителями.Новое законодательство прямо указывает, что основные вопросы организации и осуществления образовательной деятельности: правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся должны быть урегулированы локальными актами образовательной организации (ч. 2 ст. 30 Закона №273-ФЗ), которые имеют характер нормативных, то есть обязательных для всех участников образовательных отношений. Теперь для построения эффективной работы ОО от современного руководителя потребуется не только осознание юридически значимой природы локального нормативного акта, но и иной системный подход к самому локальному нормотворчеству. Локальные нормативные акты ОО не должны иметь разрозненный характер, их положения должны быть полностью логически взаимосвязаны и непротиворечивы и, что самое главное, в комплексе соответствовать целям и задачам внутреннего развития, отражать специфику ОО, ее профессиональный потенциал, конкурентные преимущества. Это непростая задача в условиях коренного изменения нормативно-правового регулирования сферы образования. Руководителям ОО нужно провести полный аудит всей документации, в том числе правоустанавливающих и локальных актов, и привести их в соответствие с новым законодательством. Для этого потребуется перманентно отслеживать текущее состояние нормативно-правовой базы, которая регулирует отношения в сфере образования, и вносить в деятельность по локальному нормотворчеству соответствующие коррективы. В противном случае ОО несет серьезные риски юридической ответственности за нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности, нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (ч. 7 ст. 28 Закона №273-ФЗ). Такие задачи требуют от коллектива ОО дополнительных специальных знаний, умений и навыков, а также владения новыми информационными технологиями. Одним из современных инструментов управленческой деятельности, который поможет решать указанные задачи, является электронная система «Образование». В ней аккумулируются и обновляются в режиме реального времени нормативные документы и экспертные знания по всем вопросам функционирования ОО. С помощью этой базы данных, доступной везде, где есть Интернет, можно получить полное экспертное сопровождение по интересующей пользователя теме. В частности, с помощью новостной страницы удобно отслеживать выход подзаконных актов, принимаемых в развитие положений Закона №273-ФЗ, и вносить изменения в собственную документацию. С помощью поисковой строки или специального тематического рубрикатора можно создать подборку материалов, выполненных ведущими экспертами отрасли, по вопросам приведения устава и наименования ОО в соответствие с новым законодательством, а также ознакомиться с комментариями к закону, официальными разъяснениями органов исполнительной власти. Одно из основных преимуществ работы в электронной системе «Образование» – удобный формат материалов, подготовленных юристами-экспертами в области образования, – позволяет при создании системы локальных актов организации наглядно представить в виде таблицы их примерный перечень, воспользоваться разъяснениями по особенностям локального нормотворчества касательно отдельных направлений деятельности, ознакомиться с шаблонами и примерами документов. Удобная система навигации по материалам позволит выбрать именно те нормативные документы, экспертные материалы и иную информацию, которые подходят организации конкретного типа. Татьяна БОДЯКИНА, к. и. н., юрист-эксперт в области образовательного права, главный редактор «МЦФЭР Образование»
Комментарии