search
main
0

Нормативное финансирование. Методические рекомендации

Примерный рабочий план внедрения механизма подушевого нормативного бюджетного финансирования образовательных учреждений в субъекте РФ. Рекомендации руководителю образовательного учреждения, имеющему лицевой счет получателя бюджетных средств в территориальных органах казначейства

Досье «УГ»Дополнение к темеПроблемы развития российского образования с точки зрения авторов проекта «Реформа системы образования»: Технологии обучения, учебные материалы не соответствуют требованиям времени. Отсутствие системы мониторинга качества образования. Слабость подготовки управленческого корпуса. Непрозрачность формирования бюджетов, низкий уровень самостоятельности в использовании средств. Сеть образовательных учреждений слабо адаптирована к новой демографической ситуации. Отставание от спроса на рынке труда.

Продолжение. Начало в №№ 39, 41, 43, 45, 47, 49Более подробная информация, содержащая необходимые формулы и таблицы, в формате PDF:Скачать/Просмотреть. (Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Примерный рабочий план внедрения механизма подушевого нормативного

бюджетного финансирования образовательных учреждений в субъекте РФ

Рабочий план субъекта РФ по внедрению и мониторингу перехода нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений (ОУ) состоит из трех содержательных этапов: (1) подготовительный этап, (2) основной и (3) заключительный.

1. Подготовительный этап

(примерная продолжительность – 5 месяцев)

1.1.Содержание

На подготовительном этапе проводится обобщение опыта других регионов по переходу на нормативное финансирование ОУ, предварительный анализ и оценка социальных рисков и последствий внедрения нового механизма финансирования ОУ, собирается и анализируется финансовая и статистическая информация.

1.2. Шаги реализации:

Разработка форм сбора и предоставления на экспертизу информации (финансовой и статистической) с целью дальнейшего ее использования для адаптации существующих методик и расчета финансового норматива.

Сбор статистической и финансовой информации.

Проведение обучающих семинаров для представителей региональных и муниципальных органов управления образованием.

1.3. Индикаторы реализации:

– Индикаторы успешности реализации: установка на региональном и муниципальном уровнях на улучшенные и более эффективные образовательные услуги.

– Индикаторы полноты реализации: разработаны формы сбора и предоставления на экспертизу информации (финансовой и статистической), проведен анализ собранной информации, обучены представители региональных и муниципальных органов управления образованием.

2. Основной этап

(примерная продолжительность – 8 месяцев)

2.1. Содержание

На основном этапе проводится работа по адаптации существующих методик расчета норматива подушевого бюджетного финансирования, расчету норматива и бюджетов общеобразовательных учреждений, подготовительная работа по внедрению нормативного подушевого бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений с учетом предварительной оценки рисков и социальных последствий.

2.2. Шаги реализации:

Расчет финансового норматива на одного учащегося.

Расчет поправочных коэффициентов к подушевому нормативу, определение их уровня значимости.

Адаптация существующих методик расчета норматива.

Расчет бюджета образования на следующий финансовый год (например, 2006г.) с использованием адаптированной методики расчета подушевого норматива финансирования.

Проведение сравнительного анализа уровня финансирования ОУ по традиционной схеме и с использованием нормативного подхода при формировании бюджета; разработка схем перехода на новый метод.

Выбор схемы перехода на нормативное финансирование с учетом опыта внедрения нормативного финансирования в различных регионах.

Законодательное закрепление нормативно-методической документации по переходу на нормативное финансирование (методика, величина норматива, схема перехода).

Обучение директоров школ и бухгалтеров, руководителей муниципальных органов управления образованием и финансов.

2.3. Индикаторы реализации:

– Индикаторы успешности реализации: проведенный сравнительный анализ уровня финансирования ОУ по традиционной схеме и с использованием норматива подтверждает возможность достижения цели проекта и возможность применения нового метода формирования бюджета на практике в условиях казначейского исполнения бюджета.

– Индикаторы полноты реализации: бюджет на следующий год рассчитан с применением подушевого норматива, проведено обучение.

3. Заключительный этап реализации

3.1. Содержание

На заключительном этапе проводится работа по внедрению нормативного подушевого бюджетного финансирования, обобщению собственного опыта региона и подготовке материалов итоговой реализации нормативного метода финансирования ОУ для предоставления профессиональному сообществу, сопоставлению с результатами в других новых регионах. Реализуются мероприятия по текущему мониторингу реализации работ.

3.2. Шаги реализации:

Выделение бюджетных средств общеобразовательным учреждениям по подушевому нормативу.

Продолжение обучения директоров и бухгалтеров образовательных учреждений.

3.3. Индикаторы реализации:

– Индикаторы успешности реализации: с введением нормативного подушевого бюджетного финансирования ОУ вырос уровень эффективности бюджетных расходов на образование, выравнивание расходов между территориями, повысилась прозрачность бюджетного процесса, справедливость распределения бюджетных средств, усилились самостоятельность и автономия ОУ.

– Индикаторы полноты реализации: бюджетные средства на следующий год на финансирование ОУ выделены по нормативу, продолжено обучение школьных администраторов. Норматив бюджетного финансирования практически доведен до школы и способствует эффективному исполнению школьного бюджета в условиях казначейства.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рекомендации руководителю образовательного учреждения, имеющему лицевой счет получателя бюджетных средств в территориальных органах казначейства

Эффективность взаимодействия образовательных учреждений и органов казначейства, в которых открыты лицевые счета данным образовательным учреждениям как получателям бюджетных средств, связана с информационной прозрачностью и знанием тех основных положений, которые регламентируют действия казначейств при финансовом обслуживании образовательных учреждений.

1. Статья 215 главы 24 раздела VII Бюджетного кодекса РФ декларирует казначейское исполнение бюджетов всех уровней. Существуют утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 19.04.2000 г. № 46н правила кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами федерального казначейства, но возможен как перевод бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на кассовое обслуживание в территориальные органы федерального казначейства Министерства финансов РФ, так и создание собственных казначейств.

Открывая лицевой счет получателя бюджетных средств в отделении казначейства, образовательному учреждению необходимо четко знать, является ли данный орган созданным исполнительным органом власти на территории или территориальным органом федерального казначейства Министерства финансов РФ. В этом случае для образовательного учреждения известна вышестоящая организация, к которой возможно оперировать при возникновении конфликтных ситуаций по обслуживанию лицевого счета.

2. Порядок открытия и ведения органами казначейства лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджетов различного уровня определяется Приложением к Приказу Министерства финансов РФ от 31.12.2002 № 142н в редакции от 22.01.2004 № 9н, которое содержит инструкцию для органов федерального казначейства по исполнению расходов федерального бюджета.

Лицевые счета открываются в органах казначейства по месту нахождения клиента. Однако с разрешения руководителя вышестоящего органа казначейства допускается открытие лицевого счета и в органе казначейства, обслуживающем иное административно-территориальное образование.

Представленные на момент открытия лицевого счета образовательным учреждением документы оформляются в виде юридического дела клиента и хранятся у уполномоченного руководителем органа казначейства работника (чаще всего и работающего с этим образовательным учреждением). При этом предъявления доверенностей и других документов, подтверждающих полномочия лиц, подписи которых включены в карточку образцов подписей, не требуется (согласно пункту 24 Приказа Минфина РФ от 22.01.2004 № 9н).

Если на период отпуска руководителя образовательного учреждения необходимо временно предоставить некоему лицу права первой или второй подписи, новая карта образцов подписей не составляется, а дополнительно представляется карточка только с образцом подписи временно уполномоченного лица с указанием срока ее действия (пункт 27 Приказа Минфина РФ от 22.01.2004 № 9н).

Однако если произошли изменения в документах, то образовательное учреждение обязано в пятидневный срок после поступления информации сообщить об этом органу казначейства в письменной форме.

3. Принятие органами казначейства платежных документов к исполнению предполагает их проверку, порядок которой определяется пунктом 55 Приказа Минфина РФ от 31.12.2002 г. в редакции Приказа Минфина от 22.01.2004 № 9н. Проверяется правильность оформления платежного документа, соответствие подписей имеющимся образцам в карточке получателя средств, правильность указанных банковских реквизитов органа казначейства, соответствие сумм и показателей бюджетной классификации РФ, указанных в платежном поручении, содержанию производимой операции и остатку средств на лицевом счете получателя.

Кроме того, проверяются документы, подтверждающие факт выполнения работ и оказания услуг или поставки товаров, а также возможность в соответствии с законодательством РФ авансирования работ и услуг согласно условиям договора. Следовательно, при оплате денежных обязательств образовательное учреждение представляет в орган казначейства договор на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Пункт 56 Инструкции определяет, что форма договора может быть любой предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. А отказ в приеме платежного документа может быть связан только с несоответствием образцам формы платежного документа, подписи или надписи на документе; показателей бюджетной классификации – проводимой операции; сумм, указанных в расчетно-денежном документе – остатку средств на лицевом счете получателя; или приостановлены операции на лицевом счете получателя средств.

4. Казначейства в ряде случаев могут приостановить операции по лицевым счетам образовательных учреждений. Правила приостановления операций по лицевым счетам получателей бюджетных средств утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.06.2003 г. № 328 и действуют в настоящий момент в редакции Постановления Правительства РФ от 17.05.2004 г. № 244. К случаям, допускающим приостановление операций, отнесены:

а) непредставление в установленный срок отчетности и иных бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием бюджетных средств;

б) непредставление в установленный срок как информации об источниках образования задолженности и показателях бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы по исполнению требований, содержащихся в исполнительных листах, так и платежных документов для исполнения этих требований (либо документов, отменяющих или приостанавливающих исполнение судебных решений);

в) нарушение порядка учета обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств.

При этом процедура приостановки регламентирована как по действиям, так и по срокам их осуществления. Образовательному учреждению как получателю бюджетных средств органом казначейства по месту открытия лицевого счета в течение одного рабочего дня с даты обнаружения нарушения направляется представление. В представлении в обязательном порядке должны содержаться сведения о нарушении (с указанием нормативного правового акта, положения которого были нарушены) и сроке исполнения требования об устранении нарушения. Кроме того, в представлении должно содержаться извещение о возможном приостановлении операций по лицевым счетам в случае неисполнения требований об устранении нарушения.

Для дальнейших действий органам казначейства необходимо подтверждение даты получения представления образовательным учреждением. Решение о приостановлении операций по лицевым счетам принимается при неисполнении требования об устранении нарушения в течение 5 рабочих дней с даты получения представления образовательным учреждением. При этом требуется письменное оформление решения, подписание его либо руководителем отделения (управления) казначейства, либо его заместителем. При передаче этого решения необходимо подтверждение даты его получения образовательным учреждением.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте