search
Топ 10

“Норматив” вместо “стандарта”

Базисный учебный план полной 12-летней

средней национальной школы

Базисный учебный план регламентирует:

во-первых, сроки обучения на каждой ступени полной 12-летней средней школы;

во-вторых, недельную и годовую нагрузку ученика;

в-третьих, перечень образовательных областей и конкретных учебных предметов, входящих в них.

Базисный учебный план полной 12-летней средней школы предусматривает овладение двумя блоками содержания образования – инвариантным и вариативным.

Его инвариантная составляющая – это тот фундамент содержания образования, который позволяет обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам.

Назначение вариативной составляющей – с учетом личностных особенностей, интересов и склонностей школьников обеспечить индивидуальное развитие их задатков, талантов, дарований.

Образование Российской Федерации включает как минимум семь логически взаимосвязанных его компонентов.

На каждом из трех уровней – федеральном, региональном, местном (школьном) – реализуется тот или иной компонент содержания образования.

На федеральном уровне:

государственный инвариантный общеобразовательный компонент;

государственный инвариантный гражданский образовательный компонент;

государственный инвариантный национальный (этнокультурный) образовательный компонент народов России;

государственный инвариантный русский национальный (этнокультурный) образовательный компонент.

На региональном уровне:

национальный (этнокультурный) вариативный образовательный компонент народов России;

региональный вариативный русский национальный образовательный компонент.

На местном уровне:

местный (школьный) вариативный национальный (этнокультурный) образовательный компонент народов России.

Единое образовательное пространство в России обеспечивается за счет соблюдения нижеследующих условий:

– Неукоснительной реализации государственного общеобразовательного стандарта;

– Выделения в нем:

а) единого государственного гражданского образовательного стандарта;

б) государственного национального (этнокультурного) образовательного стандарта народов России.

– Разработки и стандартизации образовательных нормативов национальных школ. Употребление термина “норматив” вместо “стандарт” не случайно. Каждый народ Российской Федерации вправе сам решать, как должна осуществляться стандартизация национального образования: централизованно в основном регионе компактного проживания (“стандарт”) или регионально – вариативно в различных регионах России, где проживают и получают национальное образование представители данной национальной общности.

– Выведения на федеральный уровень проблемы разработки и нормирования национального образования русских. Обеспечение трехуровневой структуризации содержания образования русской национальной школы – от центра к регионам и до образовательного учреждения включительно. В настоящее время национальное образование русских ограничивается лишь наличием несколько иной сетки часов на изучение русского языка, литературы и иногда истории.

– Соблюдения равенства организационно-правовых возможностей и финансово-материального обеспечения национального образования всех народов России.

Ниже дается краткая характеристика компонентов образования в их логической взаимосвязи и раскрываются задачи каждого из них в целостной системе, позволяющей реализовывать цели национального этнокультурного обучения, воспитания и развития детей народов Российской Федерации, не нарушая прав граждан любой национальности.

Федеральный уровень

Государственный инвариантный общеобразовательный компонент.

Его составляет базовое содержание образования всех семи образовательных областей (филология, математика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, технология), обеспечивающее основную образовательную подготовку выпускника школы вне зависимости от национальности, вероисповедания, типа образовательного учреждения.

Национальное содержание образования здесь реализуется в первую очередь через язык обучения, а также наполнение базового содержания таких образовательных областей, как филология, обществознание, искусство, физическая культура и технология, этнокультурным компонентом, а также посредством наполнения последним определенных разделов (или отдельных тем) курсов естественно-математических образовательных областей (например, история развития физики в России, русские естествоиспытатели, вклад ученых Республики Татарстан в отечественную науку, география расселения российских этносов в России и мире, т.п.).

Государственный инвариантный гражданский образовательный компонент.

Этот компонент требует разработки, вернее, доработки, имея в виду уже созданные программы, пособия, учебники, которые направлены на гражданское образование школьников.

Необходимость доработки вызвана тем, что образ новой, постсоветской России еще не вполне сложился. В обществе существуют различные точки зрения на пути развития общества и государства. С этим обстоятельством связаны трудности, которые могут возникнуть при попытках создать нормативное содержание современного гражданского образования и воспитания в школе. Тем не менее разработку и систематизацию такого материала следует начинать незамедлительно, отбирая прежде всего те ценности и смыслы, факты и иллюстрации, которые не способны вызвать общественный раскол, в отношении которых формируется или уже сформирован климат гражданского согласия.

К примеру, история России, Российского государства изобилует персоналиями, фактами, событиями, которые подавляющим большинством наших соотечественников оцениваются позитивно, формируют высокий патриотизм, несут в себе заряд, способный сплотить все народы нашей Отчизны.

В частности, сформированные разделы этого компонента включают знания о государственной системе в России, основах национального законодательства (включая законодательные акты, принятые на местах), политической географии России в связи с национальным составом населения. Важное значение имеет свод исторических фактов гражданского сотрудничества народов Российской Федерации и защита нашего общего государства: воинские подвиги, гражданское подвижничество, вклад в науку и культуру, политическая жизнь и др.

Важной составляющей данного компонента является формирование содержания образования патриотической направленности, пропаганда идеала гражданского служения Отечеству лучших представителей народов России.

Этот материал должен быть неотъемлемой составляющей курсов отечественной истории, обществознания (политика, право, мораль), граждановедения, литературы, стержневым в системе воспитательной работы школ, в краеведении, внеклассной работе.

Государственный инвариантный национальный (этнокультурный) образовательный компонент.

Этот компонент находится в тесной связи с предыдущим и направлен на ознакомление всех учащихся государственной школы с основами истории, культуры, быта народов России. Его реализация возможна в содержании уже имеющихся учебных предметов и курсов. Либо в особом интегрированном курсе образовательной области “Обществознание” с условным названием “Народы России”.

В содержание данного компонента закладываются те знания, которые практически всегда востребованы в жизни, связаны с повседневным общением представителей различных российских этносов на производстве, в быту, межличностных отношениях. Любой российский школьник должен иметь хотя бы самое общее представление о происхождении и исторических судьбах русского и иных народов России. Он должен знать об основах традиционного уклада жизни, особенностях мировосприятия и нормах общения татар и башкир, якутов и калмыков, кабардинцев и др., обладать базовыми знаниями о русской традиционной культуре.

Возможно, к примеру, изучение народного искусства, основ национальной кухни народов России, традиционных ремесел, национальных видов спорта, одежды и обуви и т.п., что должно по-настоящему сблизить россиян, заложить основы доброжелательного, братского отношения к согражданам любой национальности.

Государственный русский национальный (этнокультурный) инвариантный образовательный компонент.

Обозначенный компонент должен “надстраиваться” на федеральном уровне к первым трем, отражая специфические особенности русской школы как национальной. Это вовсе не означает, что представители других народов России не могут или не должны осваивать данный этнокультурный компонент. Обозначенное должно быть делом свободного выбора гражданина. Точно так же, как и русские ребята должны иметь право обучаться по учебным программам иной, нерусской этнокультурной направленности, если на то имеется их желание и согласие их родителей.

Содержательно данный компонент реализуется через наполнение базового содержания таких образовательных областей, как филология, обществознание, искусство, физическая культура и технология, а также с помощью спецкурсов этнокультурной и этноконфессиональной направленности.

Основой базовых учебных курсов всех образовательных областей должен быть единый государственный инвариант общеобразовательного компонента, дополняемый материалом (определенный процент) национального (этнокультурного) содержания, направленного на формирование национального самосознания, этнокультурной идентичности, воспитание учащихся на ценностях и традициях русской национальной культуры.

Региональный уровень

Национальный (этнокультурный) инвариантный образовательный компонент народов России.

Данный компонент выполняет ту же функциональную нагрузку, что и русский. Разница заключается лишь в том, на каком уровне он формируется и структурируется.

Формируется он национальной научной и культурной элитой, признанными авторитетами, выразителями идей того или иного народа Российской Федерации.

Необходимая централизация его разработки (в рамках образовательного пространства того или иного национального образования) обусловливается задачами интеграции национальной общности вне зависимости от региона проживания ее граждан в России. К примеру, самосознание татар в национальной татарской школе должно формироваться во всем образовательном пространстве татарской диаспоры и культуры – и в Казани, и в Москве. Но очевидно, что научно-теоретический центр этой деятельности будет располагаться в Казани. Так это реально и происходит. Аналогично – для башкир, калмыков, бурят и любой другой народности.

В настоящее время это содержание в своей основе разработано и широко используется в регионах с компактным проживанием граждан той или иной национальности и без особых трудностей может и должно быть интегрировано с содержанием государственного инвариантного общеобразовательного компонента.

Содержательно данный компонент реализуется через наполнение базового содержания таких образовательных областей, как филология, обществознание, искусство, физическая культура и технология, а также с помощью спецкурсов, этнокультурной и этноконфессиональной направленности.

Региональный вариативный русский национальный образовательный компонент.

Этот компонент составляют курсы краеведческого русского этнокультурного характера, отражающие особенности данной области, края, региона России, его место и значение в истории русского народа, в русской духовной и материальной культуре.

Местный уровень (образовательное учреждение)

Местный (школьный) вариативный национальный (этнокультурный) образовательный компонент народов России.

Национальное содержание образования здесь реализуется в совокупности принятых в данной местности, в том или ином образовательном учреждении традиций воспитания, системе учебно-воспитательной деятельности школы этнокультурной направленности.

Здесь велика роль конкретной воспитательной среды данного образовательного учреждения, учитывающей национальный состав учащихся, профессиональные особенности родительского коллектива и иные факторы. Нормативным или вспомогательным обеспечением по этому компоненту может служить обобщенный опыт работы образовательных учреждений, школ, которые достигли видимых, реальных результатов в деле формирования национального самосознания учащихся, гражданского воспитания в едином образовательном и культурном пространстве России.

Данный образовательный компонент близок и в некоторой степени интегрируется с государственным инвариантным национальным (этнокультурным) образовательным компонентом народов России, реализуя в практической воспитательной деятельности те ценности и смыслы, которые заложены в содержание обучения на инвариантном, общегосударственном уровне.

Три первых образовательных компонента задают в совокупности примерно 2/3 от общего объема учебной нагрузки. Это в основном соответствует сложившейся практике деятельности национальных школ и дает возможность, с одной стороны, решать задачи общего обязательного образования в стране, формирования гражданского сознания и межнациональной культурной компетенции учащихся российской школы. С другой стороны, оставляет достаточно учебного времени для отражения специфики каждой национальной школы, формирования национального самосознания и приобщения молодого поколения к содержанию, смыслам и ценностям своей национальной культуры.

Несколько вводных замечаний о содержании образования и воспитания в национальной школе.

Содержание образования и воспитания в национальной школе должны составить, во-первых, знания. Это знание родного языка, происхождения и истории своего народа, знание народных героев, выдающихся общественных деятелей, полководцев, писателей, ученых, художников; знания географии родной земли, ее природных достопримечательностей; знание фольклора – народных сказок, сказаний, пословиц, произведений национальной литературы, искусства и архитектуры; наконец, знание особенностей хозяйственной жизни своего этноса, народных обычаев, традиций. Особое значение приобретают знания народных верований (традиционной религии), потому что в течение многих веков религия являлась мировоззренческой основой развития национальной культуры, определяла образ жизни, нормы и поведение этноса. Нельзя понять прошлое, хозяйственную, политическую и иную жизнь предков, не зная мотивов, побуждающих к ней.

Вторая составляющая (компонента) содержания – социокультурные ценности, на воспитание которых должно быть направлено национальное образование. К примеру, как ценность должен осознаваться учащимися родной язык. Бережное отношение к родному языку, потребность в сохранении его чистоты необходимо воспитывать особенно сегодня, когда он (родной язык) подчас подвергается разрушению. Как ценность должно осознаваться учащимися историческое прошлое своего народа. Главным должно быть воспитание любви, уважения и гордости к прошлому своего народа, “любви к отеческим гробам”. Ценностью, близкой сердцу сегодняшней молодежи, должны стать имена народных героев, общественных и религиозных деятелей, ученых, писателей. В них выражены стремления и черты своих народов, они активизируют всю совокупность национальных чувств, имеют важное значение для развития самосознания нации. Как ценность должна осознаваться учащимися родная земля, ее природные богатства, красота ландшафта. Здесь стоит напомнить, что в дореволюционных учебниках, да и в учебниках советского периода для младших классов очень большое место занимало описание и восхваление красот родной природы. Не случайно родная природа – русская зима, русская осень вызывали сильные ностальгические чувства у эмигрантов первой волны. По отношению к России в целом необходимо воспитывать сознание священности ее границ.

Бережное, уважительное отношение необходимо воспитывать к религии предков, к традиционной религии своего народа. Сегодня это приобретает особую актуальность в связи с экспансией новых религиозных культов, которые с начала 90-х годов активно и методично осваивают религиозное пространство России.

Ценностью в сознании молодежи должны стать памятники искусства, архитектуры, фольклорные и литературные произведения, а также народные традиции и обычаи. Наконец, национальные чувства – их воспитание занимает особое место в содержании национального образования. Речь идет о воспитании чувства национального достоинства, любви к своему народу, а также толерантности, дружелюбия к другим нациям.

Инвариантная часть Базисного учебного плана направлена на реализацию федерального и частично национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта. Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в Российской Федерации и обязателен для выполнения в общеобразовательных учреждениях всех типов. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта находит свое выражение в инвариантной и вариативной частях Базисного учебного плана, отражает региональные и национальные особенности и формируется в субъектах Российской Федерации.

В каждой образовательной области инвариантной части учебного плана выделяется определенный процент объема учебной нагрузки на изучение предметов, входящих в регионально-национальный компонент образования.

Школьный компонент реализует содержание образования, самостоятельно определяемое каждым образовательным учреждением. Учебные часы из этого компонента могут использоваться на углубление образования по базисным учебным предметам, введение новых нетрадиционных учебных курсов, в том числе этнокультурной направленности, изучение предметов по выбору учащихся, факультативных курсов, проведение индивидуальных и групповых занятий.

Базисный учебный план средней школы относится к основным нормативным документам и является составной частью государственного стандарта. На его основе разрабатываются типовой учебный план региональными органами управления образованием и учебный план конкретной школы.

Школа любого этноса как органический компонент федеральной системы образования обязана через учебные планы обеспечить единство федерального культурного и образовательного пространства.

Как и базисный, учебный план состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

Национально-региональный компонент основывается на федеральном базисном плане, отражает этнические и региональные особенности основного общего образования конкретного субъекта РФ и обязателен для реализации в образовательных учреждениях соответствующего региона.

Целью инвариантной части является обеспечение подготовки подрастающих поколений в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями. Вариативная часть должна отвечать целям учета национальных, региональных и местных социокультурных особенностей и традиций.

Ядром федерального компонента являются такие образовательные области, как “Филология”, “Математика”, “Естествознание”, “Обществознание”, “Искусство”, “Физическая культура”, “Технология”. Ряд предметов, составляющих названные образовательные области, и в первую очередь предметы гуманитарного цикла, являются зоной совместного ведения федерального и национально-регионального (история и социальные дисциплины, биология, трудовая подготовка и др.) либо зоной национально-регионального компонента (родной язык и литература, история и география региона и т.п.).

Инвариантная часть определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, распределенное по классам. Она не подлежит изменению. Вместе с тем содержание учебных предметов может быть дополнено материалами, отражающими региональные особенности. К примеру, изобразительное искусство, музыка, художественная культура этноса обогатят содержание образовательной области “Искусство”; соответственно своеобразие флоры и фауны, природные и географические особенности, экология и народная медицина обогатят образовательную область “Естествознание”; история этноса, география края, социальное устройство, экономика войдут в содержание образовательной области “Обществознание”; национальные виды физической культуры, спортивные игры станут неотъемлемыми образовательной области “Физическая культура”.

Однако в учебном плане объем допустимой учебной нагрузки строго лимитирован. Поэтому возможности увеличения количества учебных предметов, вводимых сверх тех, которые удовлетворяют требованиям федерального компонента содержания образования, крайне ограничены.

Исходя из этого, возникает необходимость создания к единым по содержанию общероссийским учебникам учебных пособий-спутников или вкладышей. Это позволит изучать все предметы с опорой на национальную самобытность, нравственную и эстетическую культуру народа, специфику среды обитания, окружающего мира, обычаи и традиции этноса.

В учебном плане каждой национальной школы наряду с учебными предметами “Родной язык” и “Родная литература” в качестве самостоятельного целесообразно выделить предмет “История народа и его культура”.

В учебных планах национальных школ специфику составляет образовательная область “Филология” и входящие в нее учебные предметы “Родной язык”, “Родная литература”, “Русский язык”, “Русская литература”, “Литература народов России”, “Иностранный язык”.

Изучение иностранного языка целесообразно проводить с опорой на аналогичные грамматические явления в родном и изучаемом, чего можно достичь созданием либо специальных учебников на основе принципа “иностранный язык через родной”, либо вкладышей к общероссийским учебникам по иностранным языкам.

Включение обозначенных предметов и количество часов на их изучение зависят от типа национальной школы, языковой среды и языковой ситуации, характерной для того или иного региона.

Каждая национальная школа имеет определенную специфику как по содержанию, так и структуре учебного плана и обладает самостоятельным статусом, но по уровню общеобразовательных базовых предметов стандарты образования как в русской, так и в разного типа национальных школах должны быть максимально приближены. Это обусловлено не только единством общеобразовательного пространства Российской Федерации, но и необходимостью социально-гражданской защиты выпускника национальных школ и конвертируемости документов об образовании, представляющих возможность продолжения обучения в учебных заведениях, в т.ч. и за пределами той территории, где эти документы получены.

При распределении часов особое место отводится русскому языку с учетом его интегральной функции, символизирующей единство образовательного пространства.

В определении типа национальной школы и учебного предмета “Родной язык” учитываются его генетический и функциональный аспекты, а также уровень разработанности этнического языка и развития этнокультуры.

Представленность родной литературы в учебных планах определяется развитостью этнических литератур и разработанностью жанров художественной литературы и литературоведческих понятий и терминов.

В школах, не имеющих литературных традиций, изучаются переводные произведения литературы народов России или литература региональных авторов, написанная на русском языке (школы Дагестана и Севера).

Учебный предмет “Русский язык” изучается как государственный и как язык межнационального общения.

В начальных классах учащиеся получают первоначальные знания о русском языке и элементарные речевые навыки. Обучение в 5-10-х классах строится на функциональной основе, при этом обеспечивается необходимое для активной производственной и общественной деятельности владение русским языком, приобщение к культуре русского народа, а через нее к мировой и развитие и совершенствование у обучающихся всех видов речевой деятельности.

В 11-12-х классах учащиеся должны освоить законы и правила русской грамматики, стилистические нормы, которые позволят свободно и грамотно общаться на изучаемом языке, выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме.

Современный курс русской литературы в 5-12-х классах национальной школы включает также произведения зарубежной литературы и народов России. Хотя доля произведений зарубежной литературы и народов России составляет по отношению к материалу русской литературы не более 1/10, изучение именно этих произведений потребует дополнительного времени. Увеличение количества часов создает хорошие предпосылки для продуктивного восприятия учащимися картины мирового литературного процесса.

Изучение русской литературы в 5-7-х классах строится на основе произведений классической и современной литературы с учетом их художественной ценности, воспитательных возможностей, доступности и взаимосвязи с родной литературой. При этом обращается внимание на текстуальное изучение произведений.

В 8-10-х классах литература изучается по хронологическому принципу. При этом обращается внимание на морально-этические проблемы, содержащиеся в текстах. Учащиеся приобщаются к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, у них развиваются способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни, и на этой основе формируются эстетические вкусы, потребности, гражданская идейно-нравственная позиция, воспитывается эмоциональная и интеллектуальная отзывчивость.

В 11-12-х классах количество часов, выделяемое на изучение литературы в учебном плане школ с родным и русским языками обучения, совпадает.

Обязательный минимум содержания национально-регионального компонента по учебным предметам выделяется с учетом места и времени, отводимого на его изучение Базисным учебным планом, а также реальных возможностей общеобразовательных учреждений.

Например, содержание национально-регионального компонента по географии должно сформировать у школьников целостное представление о своей малой родине. Содержание и объем учебного предмета определяются социокультурным, экономическим, природно-экологическим, географо-демографическим своеобразием региона.

Изучение краеведения и географии в общеобразовательных учреждениях обеспечивается посредством учебно-методического комплекса (программа, учебное пособие для учащихся “География региона”, географический атлас территории, рабочая тетрадь по географии).

Использование регионального компонента в содержании общеобразовательных учебных предметов является обязательной частью при изучении математики и связанных с нею предметов естественно-математического цикла.

Основным средством реализации регионального компонента при изучении математики должны быть задачи с региональным содержанием. Они повышают уровень мотивации учебной деятельности. Региональное содержание задач и их решение расширяют знания учащихся об окружающем мире, языке, истории и географии своего края, культуре и традициях коренного населения, экологических проблемах и состоянии среды проживания, о производстве и профессиях региона и тем самым способствуют гуманитаризации обучения, осуществлению межпредметных связей.

Региональный компонент целесообразно вводить на более раннем этапе обучения, так как именно в этом возрасте восприятие детей более непосредственное, открытое для восприятия явлений действительности.

Введение в практику работы общеобразовательных школ интегрированных или специальных курсов осуществляется с помощью сборников задач с региональным содержанием, отражающим современное состояние действительности, производства, показывающим применение математических знаний в конкретных бытовых условиях, а также специалистами различных профессий данного региона. Региональное содержание задач и их решение позволяет расширить знания учащихся об окружающем мире, истории и географии своего края, культуре.

Изучение предмета с опорой на самобытность, нравственную и эстетическую культуру народа, специфику среды обитания, окружающего мира, обычаи и традиции этноса будет способствовать закреплению первоначальных знаний и развитию личностных качеств, интеллектуальных и эмоциональных ценностей, формированию этнического самосознания, вызовет желание познать историю своего народа, культуру своих предков. Так, эффективность обучения физике и химии в национальных школах повышается при систематическом использовании местных данных этнического характера, биохимического, краеведческого материала, которые органически встраиваются в содержание курса этих предметов. Например, изучение химического состава дикорастущих растений региона, морепродуктов, мяса, молока оленей и других диких животных, химии жиров, углеводов, белков, решение задач с использованием местного материала позволяет учащимся эффективнее применять полученные знания и умения на практике.

При изучении образовательной области “Обществознание” наряду с материалами истории России привлекается местный материал о происхождении этноса, историческом развитии, обычаях и традициях народа, национальной культуре, верованиях. Демонстрируются особенности ведения хозяйства, своеобразия экономики и семейно-бытовых отношений.

Введение этнокультурного компонента в содержание федеральных предметов должно обеспечиваться специальными пособиями типа “История края”, “Природа, животный мир и растительность края”, “Экономика, производство и сельское хозяйство региона”, “Задачи с историческим, химическим и физическим содержанием регионального характера” и т.п.

Предлагаемая почасовая сетка учебного плана для национальных школ Российской Федерации в целом не затрагивает его вариативную часть. Однако, поскольку нельзя выходить за рамки максимальной нагрузки учащихся, планом предусмотрено несколько меньше часов на вариативную часть. Последнюю можно восполнять за счет внеучебного времени.

*****

В приложении дан Базисный учебный план для начальной, основной (5-10-е классы) и полной 12-летней средней национальной школы с родным и русским языками обучения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте