search
main
0

Норматив плюс норматив

О стандартах начального профессионального образования

Тема стандартов уже несколько лет не сходит с полос педагогической прессы. Но если решение вопроса о стандартах в среднем образовании опять отложено на неопределенный срок, то в начальном профессиональном образовании, наоборот, все предельно ясно. Разумеется, существует множество проблем, трудностей, спорных и нерешенных вопросов. Но есть и четкая позиция – “самый плохой стандарт лучше хорошего беспорядка”. И цели перед системой стоят конкретные – завершить разработку комплекса стандартов по всем профессиям Перечня (до конца текущего года!), пересмотреть и дополнить сам Перечень профессий и специальностей, исходя из изменившегося рынка труда и тенденций структурной перестройки экономики страны, развести понятия образовательного и квалификационного стандартов и другие.

Вопросы стандартизации начального профессионального образования обсуждались на всех совещаниях системы этого года: на московском и новгородском – в феврале, в Санкт-Петербурге – в марте. 5 февраля состоялось совещание первых УМО НПО – учебно-методических объединений. УМО созданы на базе самых сильных методических структур страны. В будущем планируется работа 12 УМО. Они должны привлекать внимание более широкого круга общественности к разработке государственных стандартов, обеспечивать тесную связь между выпускниками системы, работодателями и управленцами, вводить новые профессии и, конечно же, связывать регионы с центром.

Еще одна актуальная задача УМО и потому звучащая наиболее остро – разработка документации на региональные профессии, привлечение внимания к региональному компоненту.

На совещании в Санкт-Петербурге много говорилось о необходимости создания единого информационного поля. При этом отмечали роль выхода в Интернет и журнала “Профтехобразование”.

И еще. Совещание в Санкт-Петербурге 20-21 марта – единственное из всех – было полностью посвящено проблеме стандартизации НПО, поэтому сегодня главное слово мы предоставляем разработчикам стандартов этого города.

На наш взгляд, независимо от того, насколько методологически правильной была идея формулирования стандартов, мы прошли самый трудный, но и, безусловно, необходимый путь – сформировали иной менталитет всех работников системы, получили право самим разрабатывать образовательные программы, брать на себя ответственность за уровень и качество содержания профессионального обучения. Естественно, все проходили этот путь по-разному, в зависимости от общей педагогической культуры коллективов учебных заведений, от гибкости работы органов управления в новых условиях, от собственной уверенности в правоте своих действий.

Думается, надо завершить разработку стандартов по всем профессиям Перечня в рамках той парадигмы, на которую сегодня опирается Институт развития профессионального образования – главный идеолог стандартов начальной профессиональной школы. Вероятно, конкретизация содержания обучения, которая большинством регионов реализуется очень творчески в рамках региональных компонентов стандарта, компенсирует в значительной мере проявляющуюся ограниченность подхода (имеется в виду то, что стандарты не фиксируют никаких механизмов развития личностных качеств будущего специалиста).

По завершении этого этапа надо вновь вернуться к исходным принципам формулирования стандарта и попытаться найти адекватное содержание всеми принимаемой концепции – личностно-ориентированного подхода.

С этим связан и другой вопрос – преемственность стандартов общеобразовательной школы, начальной профессиональной, средней и высшей профессиональной школы. Не надо никого убеждать в том, что личностно-ориентированный подход в этом случае обеспечивал бы органичную преемственность стандартов, был бы той стержневой основой, на которую достраивалось бы содержание специального образования, формирующего функциональную грамотность, профессиональную компетентность выпускников с учетом конкретной специфики профессионального поля их трудовой деятельности.

Третий вопрос – применимость стандартного подхода к различным образовательным программам и, в частности, к программам профессиональной подготовки. Напомню, что понятие образовательной программы впервые введено в нормативную практику Законом РФ “Об образовании”. Оно подразумевает все сущностные характеристики образовательного процесса в соответствующем типе образовательного учреждения. Законом предусмотрено, что на все образовательные программы, отнесенные к классу основных, то есть прямо соответствующие типу образовательных учреждений, разрабатываются государственные образовательные стандарты. Следовательно, сразу возникает вопрос о статусе таких форм профессиональной подготовки, как экстернат, ускоренная профессиональная подготовка по той или иной профессии (специальности), обучение по дневной форме, но только по одной специальности, без прохождения программ всего цикла общетехнических, общепрофессиональных дисциплин. Можно ли данные программы отнести к основным, а по итогам обучения выдавать тот же сертификат, что и в результате прохождения курса по программам, регламентируемым моделью учебного плана, которая является компонентом Государственного образовательного стандарта? Не идет ли в данном случае речь о квалификационном стандарте, а не об образовательном? На наш взгляд, дело обстоит именно так. В противном случае мы размываем завоеванное нами поле государственного статуса начального профессионального образования, которого у нас не было раньше. И это поле цементируется государственным Перечнем профессий и специальностей начального профессионального образования, принципиально отличающегося от ЕКТС своим интегративным характером. По каждой рабочей профессии, перечисленной в Перечне, обучение может проводиться в рамках производственного ученичества, по завершении которого выдается квалификационное удостоверение. Эта процедура в корне отличается от системы получения профессионально-образовательного диплома.

Нерешенность этого вопроса позволяет различным курсам регистрировать себя под названием профессиональных центров, институтов, академий, получать образовательную лицензию со всеми налоговыми льготами (а следовательно, с уменьшением нашего бюджетного финансирования) и выдавать такое же свидетельство о профессиональном образовании, которое мы выдаем после двух лет обучения в профессиональном училище. Надежды на то, что аттестация и государственная аккредитация поставят здесь барьер, эфемерны, так как стандарты пока фиксируют только программы обучения, а не требования к тому, кто получает образовательный сертификат. Пробная практическая работа и проверка теоретических знаний в той форме, в которой они проводятся, в лучшем случае фиксируют соответствие знаний и умений человека квалификационным требованиям, определяемым ЕКТС. Пришло время нормализовать процедуру квалификационной экзаменации и аттестации и предусмотреть включение в состав комиссий представителей органов образования, раз уж Закон “Об образовании” внес программы краткосрочной профессиональной подготовки, которая и должна завершаться получением квалификационного удостоверения по специальности Перечня или профессии ЕКТС.

Сказанное связано с четвертым вопросом – технологичностью государственных образовательных стандартов начального профессионального образования. В связи с этим вновь возникает проблема, что же фиксирует стандарт – образовательную программу, или требования к обученности выпускника, или то и другое одновременно? Мне кажется, что, отвечая на этот вопрос, можно говорить о трех взаимосвязанных функциях стандарта. Быть нормативом образования; нормативом содержания образования; нормативом качества образования.

Норматив уровня образования – сложившийся и общепринятый или целенаправленно формируемый круг требований, предъявляемых к типу и характеру образования (обучения), а также к типу организации процесса в каждом из звеньев профессиональной подготовки.

Основные показатели, характеризующие норматив уровня образования:

– исходное (базовое) образование;

– продолжительность срока обучения;

– соотношение теоретической и практической подготовки;

– соотношение состава, объема и содержания общенаучной, общепрофессиональной и специальной подготовки в рамках теоретического обучения;

– класс профессиональных задач, к решению которых готовится в процессе обучения выпускник;

– тип организации учебного процесса (соотношение аудиторной и самостоятельной работы, обязательных и элективных курсов).

Норматив содержания образования определяет перечень предметных областей или учебных дисциплин, объем (в учебных часах), последовательность и интенсивность изучения дисциплин.

Норматив качества образования исходит из модели выпускника и связывает норматив уровня образования и норматив содержания образования в единый государственный стандарт профессионального образования соответствующего уровня.

Норматив качества профессионального образования определяет единые требования к конечному результату обучения – овладению выпускниками определенной системы знаний, умений, навыков – и обеспечивается проверочными испытаниями на квалификацию.

Мне кажется, что стандарты в сегодняшнем их варианте достаточно полно фиксируют норматив уровня и норматив содержания образования, но не раскрывают даже в общем виде самого сущностного его компонента – норматива качества образования как единого требования к конечному результату обучения и воспитания, хотя в идеологии стандарта он прописан.

В заключение назову проблемы, требующие общих усилий в их разрешении:

1. Завершить разработку комплекта стандартов по всем профессиям Перечня.

2. Пересмотреть и дополнить Перечень профессий и специальностей, проанализировав рынок труда и тенденций структурной перестройки экономики как России в целом, так и отдельных регионов.

3. Развести понятия образовательного и квалификационного стандартов и определить нормативные подходы стандартизации при реализации программы ускоренной профессиональной подготовки.

4. Сохранить определенную Типовым положением об учреждении начального профессионального образования возможность реализации в профессиональных лицеях интегрированных программ начального и среднего профессионального образования и разработать модель такой программы аналогично тому, как это сделано в отношении интеграции программ среднего (полного) общего образования и программ начального профессионального образования.

5. Уточнить нормативные требования к качеству подготовки выпускников и процедуры контроля. Стандартизировать контрольные тесты.

Виталий ШАПКИН,

директор УМЦ

Санкт-Петербург

Статфакт

Всего профессий в Перечне – 257

Разработано стандартов – 132

Первые стандарты действуют 3-4 года

В федеральном списке НПО – 205 учебников

Имеется в наличии 46

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте