search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Non scholae, sed vitae discimus (*Не для школы, для жизни учимся). А разве можно иначе?

Не представляю себе современного учителя (не говоря уже о тех, кто принял участие в конкурсе и, в частности, в номинации «практико-ориентированное обучение»), который на своем уроке начал бы вдалбливать материал, мотивируя детей лишь одним аргументом: «Учите! Авось пригодится!».

Поэтому раз уж разговор зашел про соответствие урока номинации (и наоборот), то давайте в который раз зададимся вопросом: реально ли человеку «со стороны» отличить урок, данный, скажем, в контексте «Вдохновения и педагогического артистизма», от аналогичного мероприятия в «Традициях в образовании»?

Помочь увидеть разницу между номинациями призваны четко прописанные критерии, знакомые, естественно, не только членам жюри, но и конкурсантам. Однако наберется ли кто-нибудь смелости сказать, что такой критерий как «соединение академических целей образования с социально значимыми для достижения успешной социализации учащихся» можно отождествить лишь с «практико-ориентированным образованием»?

Это вовсе не очередная претензия к тем, кто придумал сами номинации и обосновал необходимость их существования. Просто порой получается так, что учителя дают отличные открытые уроки, а потом вместе с членами жюри пытаются найти как можно больше связей с номинацией, в которой они заявлены. Но самое интересное, что это, может быть, вовсе и не так плохо – было бы гораздо хуже, если бы все 30 минут педагог старался каждое слово и движение – как свое, так и учеников – направить на подтверждение какого-нибудь тезиса типа «развитие в детях стремления к самоопределению и самообразованию». Тем более что он в любом случае, так или иначе, прямо или косвенно, коснется этого.

Каким образом это выглядело в нашем случае?

…Биолог Ольга СМИРНОВА из Коми-Пермяцкого автономного округа решила связать тему «Строение и функции головного мозга» со здоровьем человека. Кроме многочисленных экспериментов по измерению частоты пульса и сокращения сердца Ольга Леонидовна провела с детьми «зарядку для ленивых». Как оказалось, чтобы развить отделы головного мозга, отвечающие за работу различных частей тела, можно всего лишь поочередно сгибать и разгибать пальцы рук. И чтобы узнать о состоянии различных органов, нужно всего лишь оценить степень подвижности пальцев.

Физики Алексей СЕЛИВАНОВ из Карачаево-Черкесии и Елена ХАЛИУЛИНА из Иркутской области дали несколько сходные темы – оба изучали с детьми механическое движение. Алексей Иванович основной упор сделал на его относительности, рассмотрев многочисленные примеры и показав, насколько нам порой бывает жизненно важно знать это свойство движения. А Елена Владимировна подвела детей к понятию траектории криволинейного движения. Работая в группах, ребята попытались изобрести курвиметр и найти ему применение в быту. Правда, это получилось лишь при участии учителя.

Взяв за основу тему «Строение вещества. Повторение и обобщение материала», физик Наталья БОЧКАРЕВА применила интересный прием: поменялась ролями с детьми. После чего они стали объяснять ей характеристики твердых, жидких и газообразных веществ, а она, как прилежная ученица, записывала на доске. Но потом Наталья Алексеевна вдруг заявила, что не верит сказанному. И попросила своих учителей доказать перечисленные свойства с помощью опытов.

Преподаватели немецкого языка Ольга ГАУН из Республики Коми и Ольга АЛИЕВА из Белгородской области в самом начале занятия задались вопросом: что читают наши дети? Но вопрос этот был лишь затравкой к обсуждению совершенно разных тем. Ольга Фридриховна акцентировала внимание на проблеме взаимопонимания взрослых и детей, так часто поднимаемой в молодежных журналах. А урок Ольги Васильевны был посвящен значению книг в нашей жизни. И в том, и в другом случае обсуждение этих проблем позволяет в дальнейшем легко найти общий язык с иностранцами, если таковые попадутся. Не в реальной ситуации – так в виртуальной реальности.

Несколько близкая по духу тема – «Как мы ладим друг с другом» – помогла Танзиле ВАЛЕЕВОЙ, учительнице английского из Самарской области, моментально наладить контакт с аудиторией, которая не могла остаться равнодушной к обаятельному педагогу, рассказывающему о таких важных вещах. А вот Зоя МИХАЛИНА, преподаватель из Ставрополья, заинтриговала всех темой «Деньги». Впрочем, оказалось, что наши дети даже после того, как научились заполнять чеки на английском языке, сохранили твердое убеждение: money – далеко не главное, что нужно для счастья в жизни.

На мой взгляд, труднее всего пришлось Елене ЖИРКОВОЙ, преподавателю из Приморского края. Посудите сами, как можно дать урок на тему «Чертеж, требования и значение в практической деятельности человека» для детей, у которых предмет «Черчение» не ведется вообще, а «Технология» ограничена рамками общественно полезного труда? Но все же Елена Витальевна с честью справилась с этой задачей. В процессе обсуждения ребята самостоятельно выработали единые требования к чертежу, выполнив свою первую пробную работу и разобрав совершенные при этом ошибки.

…Как бы прекрасны ни были конкурсные уроки, всему наступает конец. Всему, кроме Обучения, ориентированного на Практику. Иначе зачем тогда вообще чему-либо учить? И главное – возможно ли?..

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте