Выпускники школ приходят к нам в МПГУ на программы бакалавриата разных направлений. Наше основное направление для подготовки учителей – «Педагогическое образование». У программы есть еще и профиль, например «Химия», или два профиля («Начальное образование и английский язык»). Есть у нас «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование». Есть и другие – непедагогические направления, например, «Лингвистика», «Физика», «Журналистика», «Менеджмент», «Юриспруденция» или «Экономика». Учатся бакалавры четыре года, но чаще пять, если у них программа по двум профилям.
Самое простое и естественное – прийти к нам, если уже выбрал профессию учителя и отлично учился в школе, например, по химии. Приходишь в наш университет, осваиваешь сложные (по сравнению со школьной программой) разделы химии, педагогику и психологию, повышаешь общую культуру и образованность, по ходу учебы работаешь в школе (практика), вы со школой «нравитесь друг другу», и начинается учительская карьера.Но для большинства студентов нашего университета, как и других педагогических и непедагогических вузов страны и всего мира, ситуация иная. Большинство выпускников не работают по специальности, более того, очень многие и не пришли за специальностью. Звучит не очень оптимистично, правда? На самом деле – очень даже оптимистично!Давайте разберемся. Выпускники университета не идут работать в школу по двум причинам:- они недостаточно подготовлены для работы в школе;- они недостаточно хотят там работать.В реальности обычно бывает сочетание этих двух причин. Была и третья – в школе мало платили. Сегодня зарплата существенно повысилась. И если студент не планирует работать в школе или не выдерживает конкуренции с более способными, напрасно ли он пришел в наш университет? Нет. Он может получить в университете наилучшее возможное образование. Сейчас я это поясню.Начнем с того, что делает наш университет педагогическим и почему учиться в нем так интересно. Человек XXI века учится всю жизнь. И мы учим учиться, в том числе учиться самостоятельно, учиться дистанционно, учиться на практике и на рабочем месте, учиться в сетевых программах с другими вузами (такими, как МГУ, ВШЭ, РГГУ). Наши студенты учатся у мудрых людей – знаменитых деятелей науки, культуры, образования, в том числе тех, которые читают у нас Открытые лекции по субботам в наших огромных аудиториях, которые помнят Вернадского, Лосева, Ключевского и других крупнейших ученых России. Но больше того, мы учим наших студентов учить других. Студенты осваивают педагогику, прежде всего на практике в школе и детском саду, в летних лагерях. Практику мы сейчас расширяем, возвращаемся к той, какой она была десятилетия назад. Многие вещи, обсуждаемые на лекции, просто необходимо самостоятельно попробовать в реальной жизни с детьми: на уроках, коррекционных занятиях, консультациях школьного психолога, на экскурсии или в летнем лагере, организуя школьную олимпиаду или помогая отстающему ученику. Конечно, это очень важно и в собственной будущей семье – понять, что именно и почему не получается у твоего ребенка в школе, почему он не ладит с другими детьми, помочь ему разобраться в этом и тоже – учиться учиться вместе с ним. Чему-то и супруги учатся друг у друга, и на рабочем месте приходится учиться и учить.И еще одна важная область, которую осваивают наши студенты, – это психология. Она дает человеку модели, способы понимания взаимоотношений между людьми, умение понять самого себя.То, что относится к специфике педагогического образования, очень важно для любого человека, жаль, что этому так мало учат в других вузах. Но в нашем университете осваивают и другие предметы, важные для каждого культурного человека, например риторику, информационные технологии и современные коммуникации, иностранные языки, историю искусств, философию, социологию. Все эти предметы вместе с педагогикой и психологией составляют ядро нашего Универсального бакалавриата, того, что в мире называется бакалавриатом свободных искусств (Artes Liberales, Liberal Arts). Мы продолжаем двухтысячелетнюю мировую традицию и полуторавековую традицию Московских высших женских курсов, из которых вырос наш университет, дополняем Академией хорошего вкуса – проектом, который мы запускаем в этом году.Важно ли предметное содержание – химия или история? Конечно, и это важно, студенты выбирают естественно-научное и социально-гуманитарное направления, а потом и свои профили. Но в современном мире хороший инженерный вуз дает студентам конкретные инженерные знания, прежде всего для того чтобы они освоили инженерный метод мышления и деятельности, биологический факультет дает студентам общий научный подход к явлениям природы, понимание особенностей природы живой – и это главное. Наши студенты, выбравшие соответствующие профили, получают те же фундаментальные общие знания и модели деятельности – в аудиториях, лабораториях с современным оборудованием, на полевой практике.Здесь уместно сказать о непедагогических направлениях. В нашем университете есть программы подготовки бакалавров и магистров по филологии, математике, истории. Для этого университет располагает значительным научным потенциалом. Мы продолжаем традицию Второго МГУ – так когда-то назывался наш университет. Более того, поступив на педагогическое направление, студент в какой-то момент может решить, что хочет заниматься наукой. Возможности для такого пути у него есть. А может быть, он станет преподавателем вуза, самого МПГУ. Если студент решает выбрать исследовательскую карьеру, у него прекрасные возможности для публикаций, выступлений на конференциях, подготовки и защиты диссертаций. Может быть и наоборот, в ходе обучения в университете студент, поступивший на исследовательское направление, поймет, что работа школьным учителем дает ему более надежную перспективу, и решит отдать предпочтение педагогическому образованию соответствующего профиля. И в этом случае у него будет возможность изменить траекторию своего обучения.У нас также есть программы по менеджменту, журналистике, праву, социологии. Но и студенты, обучающиеся по этим направлениям, получают педагогическую и психологическую подготовку, практику, дополнительные знания о сфере образования и легко находят в ней работу.Наши институты и факультеты разбросаны по Москве: около метро «Комсомольская», «Фрунзенская» (тут наш красивейший 100-летний Чаплыгинский корпус, который часто снимают в кино), «Спортивная». Самый большой наш учебный корпус и самое большое общежитие – около метро «Юго-Западная», рядом с кампусами других вузов. Там же и наш основной спортивный комплекс, основной зал студенческого театра. Другие общежития расположены также неподалеку от учебных корпусов, мест в них хватает для всех иногородних и иностранных студентов.Наши преподаватели и студенты все большую часть образовательного процесса переносят в Интернет. Мы развиваем сетевые программы с другими вузами: МГУ, ВШЭ, РГГУ, University of Groningen (Нидерланды), рядом китайских университетов. При этом мы получаем больше возможностей и для индивидуальной помощи, и для консультирования наших студентов со стороны преподавателей и старших товарищей – тьюторов.Сегодня наш университет сам быстро учится и меняется. Мы стараемся обеспечить каждого студента оптимальными условиями учебы и жизни. Это непросто: приоритеты наших затрат – зарплата преподавателей, субсидирование общежитий, информационные ресурсы. Но многое может сделать человеческое внимание и готовность услышать и помочь. Мы учимся.Наш университет дает всем, кто хочет учиться, универсальное образование, которое вам пригодится еще много десятилетий, где бы вы ни работали.Алексей СЕМЕНОВ, академик РАН, академик РАО, доктор физико-математических наук, ректор МПГУ
Комментарии