Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Nomen est omen*. Мобильность и любознательность как залог успешности

Учительская газета, №31 от 2 августа 2016. Читать номер
Автор:

В каждом регионе есть школы, название или номер которых говорят сами за себя. Ими по праву гордятся не только те, кто там работают и учатся, но и все, кто их знает. Классический пример – гимназия №42 Барнаула, одно из старейших учреждений Алтайского края, выпускники которой успешно трудятся как у себя на родине, так и по всей стране и даже за рубежом.

Век без малого- В далеком 1920 году при учительской семинарии возникла школа, где работали наиболее образованные люди нашего города, – рассказывает директор гимназии №42, учитель биологии, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ Генриетта Татарникова. – Мы вошли в число 500 школ страны, участвующих в эксперименте по преподаванию предметов политехнического цикла, и получили статус базового учреждения Барнаульского государственного педагогического института, а чуть позже – подшефной школы Сибирского отделения Академии наук. Тогда же состоялся первый набор в специализированные физико-математические классы. Были разработаны учебные планы, программы, преподаватели проходили курсы переподготовки в Сибирском отделении Академии наук. Уже тогда детям начали преподавать программирование. Более того, даже было принято специальное решение установить у нас самую настоящую ЭВМ, которая заняла несколько помещений. И это было, повторяю, задолго до известных всем программ информатизации и компьютеризации! Неудивительно, что за эти 40 лет мы подготовили огромное количество победителей самых разных олимпиад и конкурсов по программированию, наши выпускники участвуют в международных соревнованиях, работают в крупнейших компаниях – Google, Microsoft, Яндекс и так далее. По словам Генриетты Викторовны, несмотря на явно выраженный физико-математический компонент и мощный коллектив преподавателей по этому профилю, здесь активно поддерживаются и другие направления – естественно-научное и гуманитарное, огромное внимание уделяется внеурочной творческой деятельности. Каждый ребенок, без исключения, получает фундаментальное среднее образование, причем педагоги стараются преподавать свой предмет таким образом, чтобы математика была интересна «лирикам», а филология – «физикам». У детей воспитывается культ знаний. Они не стыдятся показаться умными, не боятся стремиться к достижениям. Для них стыдно НЕ знать и, наоборот, почетно проявить себя на уроке с лучшей стороны, показать, что ты владеешь материалом глубже и полнее, чем остальные. Поэтому если кто-то и пытается порой списать на контрольной, его стыдят в первую очередь не учителя, а одноклассники. Лидеры в области ИКТЗа полувековой период успешного использования информационных технологий здесь сформировалась команда профессионалов в этой области. В гимназии представлены едва ли не все технические новинки, созданные для нужд образования, все кабинеты оснащены интерактивными досками, рабочими местами учителя и ученика, функционируют три кабинета информатики, три мобильных класса. – Все компьютеры объединены в локальную сеть, куда можно зайти с любого компьютера, имея логин и пароль, – рассказывает заместитель директора по УВР гимназии, учитель информатики Георгий Брынин. – У нас свой собственный сервер, свое хранилище методических материалов, доступное для каждого педагога гимназии, есть три независимых канала Интернета. Для полноценной работы в гимназии есть все, что нужно. Для желающих есть возможность использовать Twitter через одну открытую точку wi-fi. Конечно, доступ к внешним ресурсам фильтруется, без этого никак. Что касается электронного журнала, то мы начали осваивать эту диковинку еще в 2005 году, первыми в регионе. Как и в других школах, мы долгое время вели его параллельно с бумажным журналом, но три года назад целиком перешли только на электронную версию. В гимназии создана служба методической и технической поддержки ИКТ, есть выделенные ставки инженера-программиста и системного администратора. Правда, до идеала, выраженного формулой «один ученик – один компьютер», тут еще далеко, все-таки в гимназии обучается более полутора тысяч детей. Но и того, что есть, хватает с избытком, ибо тут вовсе не стремятся абсолютно весь процесс образования перевести «на компьютерные рельсы». В рамках одной смены любой ребенок, который хочет получить тот или иной материал в электронном виде, может взять во временное пользование электронный планшет и попользоваться им. Помимо цифровых лабораторий гимназия первая в крае начала осваивать робототехнические комплекты, теперь учреждение является одним из организаторов краевой олимпиады по робототехнике. И, к слову сказать, с каждым годом все больше ребят в крае увлекается этим направлением, ведь теперь даже самую маленькую сельскую школу не удивишь конструкторами LEGO, а уровень «продвинутости» алтайских школьников дает основания коллективу не останавливаться на достигнутом – в планах на будущий год выход на всероссийский уровень соревнований по этому профилю. БИЦ-XXI- Наша библиотека 5 лет назад победила в конкурсе и приобрела статус Библиотечно-информационного центра, – продолжает Брынин. – Этот проект позволил полностью пересмотреть взгляды на организацию работы этого подразделения. Раньше в одном помещении библиотеки располагались и хранилище, и читальный зал. Сегодня в отдельном просторном кабинете установлены компьютеры, телевизоры, пульты для голосования, планшеты-ридеры, принтеры, документ-камеры, огромное количество цифровых образовательных ресурсов на различных носителях и тому подобное. По сути, читальный зал одновременно стал и методическим кабинетом. А в другом помещении расположен абонентский зал, где традиционно выдают обычные и электронные книги, на букридерах. В этом году заработала в полную силу современная система учета книг с использованием электронных читательских билетов и сканеров. Мы ведем проект по развитию читательской грамотности, сотрудничаем с нашей краевой библиотекой имени Шишкова, а также с библиотекой электронных изданий ЛитРес. В прошлом году наше УМО русского языка и литературы выиграло конкурс среди методических кабинетов. Они получили 34 «читалки», которые теперь пытаются активно внедрять в 8-9-х классах, в предпрофилях. Активно используются электронные учебники. ПартнерыЕжегодно в гимназии появляется много молодых педагогов. Они сразу попадают под опеку руководителя методического объединения, коллег и наставников. В таких условиях начинать гораздо легче, каждому помогают сформироваться как педагогу, с учетом повышенных требований этого учреждения. Традиции передаются от старшего поколения к младшему.- В прошлом году мы подписали договор с Алтайским государственным медицинским университетом, – продолжает директор. – Наши медицинские классы естественно-научного профиля проходят мини-практику на базе этого вуза и краевой клинической больницы, научные сотрудники, преподаватели и практикующие врачи рассказывают детям, что такое современная медицина. Что очень важно, здесь мы видим, насколько важную роль играет техническое оснащение школы: ребята уже не первый год очень активно используют на уроках цифровые лаборатории различных производителей, у нас этому посвящен даже специальный курс. Так вот, те дети, которые посещали этот курс, набрали на экзаменах по профильным предметам большое количество баллов, а треть из них поступили в медвузы именно на диагностические направления! Значит, они выбрали то, что им понравилось и чему их хорошо научили. А это самый важный результат любой профориентационной работы.- У нас много договоров социального партнерства, – говорит Генриетта Татарникова. – На нашей базе проходят обучение магистранты Алтайского государственного педагогического университета, учителя гимназии ведут для них ряд курсов и принимают разделы магистерской работы. Есть договоры с АКИПКРО, мы являемся региональной стажировочной инновационной площадкой, на базе которой отрабатывается механизм информатизации образовательного процесса. Сюда приезжают педагоги не только Алтайского края, но и учителя из других регионов России и даже из Казахстана. Все они очень хотят внедрить те же новшества, которые у нас отработаны давно. В частности, мы вырабатываем единые механизмы и подходы, которые можно тиражировать и внедрять в других образовательных организациях. Очень важным для нас является тот факт, что именно на базе нашей гимназии проходит очный этап конкурса «Учитель года Алтая». Это не только почетно, но и говорит о том, что школа готова к проведению одного из самых серьезных и значимых мероприятий в педагогической среде и имеет для этого все условия.Безусловно, все это стало возможным благодаря тому, что нас активно поддерживает администрация края. Кроме того, что существенно обновляется материально-техническая база, хорошим стимулом для развития и гимназии, и других школ края являются профессиональные конкурсы и губернаторские гранты.Звездный путьСтатус гимназии по умолчанию подразумевает высокую плотность одаренных детей на единицу площади, а также хорошо развитую систему их поддержки и развития. Как отмечает Генриетта Татарникова, в ее образовательном учреждении проводятся дополнительные занятия по всем предметам, причем в этом процессе задействованы как гимназические учителя, так и приглашенные преподаватели вузов и учреждений дополнительного образования. Дети взаимодействуют с учениками из других школ, вместе со студентами занимаются в кружках в домах творчества. Огромную популярность у ребят имеют летние сборы и профильные смены по робототехнике, математике и физике. Там занимаются дети, у которых есть определенные достижения и высокая успеваемость. У ребят очень высокая мотивация, они стараются сделать все, чтобы попасть в число участников смены. Было бы ошибочным думать, что в гимназии со столь сильными традициями преподавания физики, математики и информатики именно эти предметы находятся на первом месте, а все остальное вторично и маловостребовано. Полный список активностей гимназистов включает в себя чуть ли не 200 самых различных направлений, включая боевые искусства, музыку, танцы, футбол и так далее. Здесь идет комплексное развитие, причем далеко не все сосредоточено на обучении по предметам. В гимназии действует детское самоуправление, активно функционирует школьный парламент, который выбирается раз в 2 года с соблюдением всех прописанных в законодательстве процедур. Выбирают активных ребят, которые радеют за школу и самым серьезным образом влияют на принятие ответственных решений в масштабах всего учреждения. Неудивительно, что и управляющий совет здесь также весьма инициативный и сильный. Ведь очень многие родители – бывшие выпускники, которые привели сюда своих детей и искренне заинтересованы в поддержании лучших традиций. По мнению всех, кто имел какое-либо отношение к гимназии №42 Барнаула, выпускников этого почтенного учреждения отличает главная особенность – умение и желание учиться, которое не покидает их всю жизнь. Как правило, все они люди успешные, уверенные в себе, умеют добиваться поставленных целей во всем, за что бы ни взялись, и всегда стремятся к развитию. Но подобное стало возможным только потому, что в свое время их учили профессионалы, в которых те же самые качества выражены в не меньшей степени. *Nomen est omen (лат.) – «Имя есть знак».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту