На днях, выступая в Государственной Думе, министр образования и науки РФ Ольга Васильева рассказала о том, что с сентября этого года стартует проект по созданию во всех образовательных организациях страны школьного телевидения. «Задача школы – с самого раннего возраста воспитывать у детей любовь друг к другу, укреплять межнациональные и межконфессиональные связи, – сказала глава ведомства, – а телевидение способно оказать колоссальную помощь в этом деле».
Безусловно, если, выражаясь словами Ленина, «из всех искусств для нас важнейшим является кино», то телевидение, особенно в эпоху Интернета, становится важнейшим средством воспитания масс. Но, чтобы массы эти не были пассивным элементом, а добровольно участвовали в процессе, имеет смысл работать с ними в плане организации интерактивного взаимодействия, в котором зритель в любой момент способен стать режиссером, оператором и телеведущим, а затем снова зрителем. Впрочем, когда дело касается столь глобальных проектов, призванных затронуть все школы России, хорошо бы предварительно поинтересоваться опытом тех учреждений, где нечто подобное существует не первый год. Уж там точно знают, какова цена (в прямом и переносном смысле) школьного телевидения. – Работать в этом направлении мы начали в 2012 году, после того как глава района на 30-летний юбилей нашего образовательного учреждения подарил простенькую видеокамеру, – рассказывает руководитель проекта «Школа-TV» Барановской школы Горшеченского района Курской области Татьяна Панина. – Позже на средства гранта после победы в областном конкурсе «Лучший инновационный образовательный продукт» мы приобрели профессиональную камеру, что позволило улучшить качество снятого материала. Оставшиеся средства вложили в покупку плазменной панели, которую повесили в фойе второго этажа для просмотра наших видеороликов, и ноутбука, на котором приходилось совершать обработку, монтаж и озвучку снятого.По словам Татьяны Паниной, премудрости телеискусства приходилось постигать самостоятельно, с нуля. Первоначальную информацию – как делать видеосюжеты, строить кадр, работать в кадре и так далее – нашли в Сети. Параллельно пришлось осваивать многие компьютерные программы. Никаких выделенных ставок и дополнительного финансирования на поддержку проекта в школе нет, все делалось и делается на голом энтузиазме. При этом список достижений «Школы-TV» весьма впечатляющий – коллективу регулярно присуждаются первые места в областных конкурсах «Детство без границ» и «Зеленая планета», а также во Всероссийском конкурсе школьных изданий «Больше изданий хороших и разных», который был организован новостным агентством школьной прессы «Наш пресс» при поддержке Минобрнауки России. Показателен и опыт организации школьного телевидения в гимназии №21 города Электростали Московской области. К слову, в этом учреждении проект стартовал в то же самое время, что и в Барановской школе. Тогда его презентовали как новую технологию в работе информационного центра и ученического совета гимназии. Стоит особо отметить, что традиции школьной журналистики здесь развивались на протяжении более двух десятилетий, поскольку с 1996 года тут выпускают газету «ЧАС XXI», и телевидение вполне можно считать ее логическим продолжением.- Оборудование у нас самое обычное – видеокамеры, мобильные телефоны, компьютеры, – говорит куратор проекта, учитель английского языка, выпускница гимназии №21 Виктория Гнитиева. – Никого специально мы не обучаем, на курсы телерепортеров, операторов или режиссеров не посылаем, все осваиваем непосредственно на месте, в процессе. Наверное, это не совсем правильно, ибо мы нередко ощущаем острую потребность в советах и помощи профессионалов, кроме того, у нас отсутствуют программы обучения школьников и педагогов. Поэтому мы в постоянном поиске, стремимся к развитию. Что очень хорошо – проект обеспечивает обратную связь с обществом, способствует открытости образования и успешной социализации подростков, помогает им войти в самостоятельную жизнь в роли гражданина и профессионала. Дети усваивают различные социальные роли, их содержание, культурные отношения внутри социума. Удивительно, но телепроекту школы №2 Барабинского района Новосибирской области также в этом году исполнилось пять лет. И стимулом к его запуску послужила победа в номинации «Школьное телевидение» грантового конкурса «Социально значимые проекты». Деньги пустили на закупку необходимой аппаратуры и создание инфраструктуры. – Мы с самого начала заявляли о том, что школьное телевидение даст возможность увидеть и раскрыть в полной мере творческий потенциал, который заложен в каждом ученике, – говорит руководитель медиацентра школы №2 Наталья Помельцева. – И мы не ошиблись! Сегодня каждый педагог нашего учреждения может наглядно подтвердить: работа над созданием телевизионных программ позволяет учащимся проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического. Создание школьного телевидения с возможностью видеомонтажа на компьютере помогает воплотить творческую энергию учащихся в конкретные видеофильмы, зарисовки, сюжеты. И, главное, позволяет каждому публично продемонстрировать результаты своей работы. Эта деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и для самих учащихся, педагогов и родителей.В московской школе с углубленным изучением английского языка №1282 школьное телевидение существует всего год. Но, по словам директора этого учреждения Василия Долматова, не осталось никаких сомнений: это очень нужная вещь для развития всего образовательного медиапространства в целом и отдельно взятой школы в частности. – Современные дети живут в цифровом мире, он им привычен и удобен, – уверен Василий Долматов. – Поэтому любую информацию, в том числе и о жизни школы, ребята предпочитают получать через Интернет, социальные сети, Ютьюб, сайт школы и так далее. Это и лучше, и интереснее, особенно если сюжет грамотно выстроить и преподнести в короткой нарезке, в виде маленьких роликов. Учитывая то, что наша школа достаточно большая (2200 человек), мы стараемся не распыляться и рассказываем только о том, что происходит внутри учреждения, привлекая к этому как можно больше учеников и всех учителей-предметников. Но это не значит, что такое телевидение интересно только нам самим, наоборот, это возможность заявить о себе и рассказать о школе и ее людях большому количеству людей во всем мире, поскольку возможность посмотреть наши ролики имеют все без исключения. Поэтому, я думаю, подобные проекты вполне имеют будущее не только в крупных образовательных организациях, но и в любой другой школе, в том числе сельской и малокомплектной. И даже наоборот – может быть, именно там школьное телевидение будет особенно полезно как взрослым, так и детям, поскольку позволит наладить связи между школой и «внешним миром», помочь родителям и местной власти узнать о людях, проблемах и достижениях конкретного учреждения, а учителям – о жизни села, района, области. По словам директора, в его школе телевидение было организовано по инициативе местных энтузиастов, а аппаратура закуплена на собственные средства. На самом деле проблема тут вовсе не в деньгах и не в наличии профессионального оборудования, поскольку сегодня даже банальный смартфон может выдать картинку в очень хорошем разрешении. Самое главное – это люди, которые все организуют. Хорошо, когда они есть, тогда проект сам собой «обрастет инфраструктурой», но если это никому не интересно, даже суперсовременная видеотехника будет простаивать без дела.А вот что по этому поводу думает представитель профессионального сообщества телевизионщиков, сотрудничать с которыми мечтают кураторы школьного телевидения.- Вот уже 10 лет, как я работаю в этой сфере, – рассказывает Мария Шпакова, корреспондент самарской телерадиокомпании «Губерния». – Заниматься телевидением начала еще в школьном возрасте, но не в школе, а в молодежной телестудии «МолОт» при Доме молодежных организаций города Отрадного, откуда я родом. Там и произошло мое погружение в профессию. При этом я посещала фестивали и слеты детской и молодежной самодеятельной прессы, где собирались редакции школьных газет и телестудии со всей Самарской области. Сейчас я приезжаю на эти мероприятия уже в качестве организатора и эксперта. Так вот лично я не считаю, что в каждой школе непременно нужно создавать собственное телевидение. Логичнее переадресовать решение этой проблемы системе дополнительного образования. К тому же в большой деревне, селе или маленьком городе вполне достаточно одной телестудии, которая бы занималась освещением проблем не только образования, но и сельского хозяйства, промышленности, быта и так далее. И ходить туда ребята должны по желанию, а не в качестве обязаловки. С другой стороны, уверена Мария Шпакова, детское телевидение – очень интересная форма профориентации школьников, поскольку позволяет детям проявить себя в самых разных ролях, получить навыки, которые им гарантированно пригодятся потом где угодно. И дело это отнюдь не такое затратное, как можно поначалу подумать. Ведь при наличии Интернета и видеокамеры, даже простейшей, любой человек может снять ролик и выложить его в Сеть. Другое дело – чтобы все это соответствовало определенным требованиям и создавалось «по правилам». А здесь опять же нужны профессионалы, чтобы помочь, поддержать, научить и показать, как это делается….Какие же выводы можно сделать из всего услышанного?1. Школьное телевидение способно оказать огромное положительное воздействие на тех, кто с ним связан. При условии, однако, что в каждой школе найдутся те, кому это интересно, потому что интерес – главное условие развития как личности, так и организации.2. Деньги не главное, потрясающие сюжеты и видеошедевры вполне можно снять хоть «на коленке», было бы желание. Тем не менее во многих школах телепроекты получили бурное развитие, именно после того как кто-то выделял под это дело крупную сумму или выигрывал грант. 3. Впрочем, если озвученная министром инициатива повлечет за собой дополнительное финансирование системы образования, вполне можно допустить, что интерес у рядовых педагогов и школьников все-таки возникнет. Почему бы и нет?..
Комментарии