search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Ушел, чтобы остаться навсегда: что значит Константин Ушинский для отечественной педагогики
0

Но пусть не нашими устами

Бронзовеем. На лету становимся историей. А может, потому и “блажен” тот, “кто посетил сей мир в его минуты роковые”, что роковой отблеск этот дает возможность писать мемуары, давать исторический анализ прожитому задолго до наступления собственной старости? К тому же еще и конец тысячелетия мобилизует всех пишущих на подведение итогов.

И вот передо мной два недавно вышедших внушительных размеров сборника – “Левые в России: от умеренных до экстремистов” (издание группы авторов) и “Истоки перестройки (1978-1984 гг.)” Александра Шубина. Авторы – совсем молодые еще исследователи, выходцы из тех социальных течений, которые со времен перестройки именуются тяжеловатым термином “неформалы”.

В книгах этих впервые разделено по главам, по именным и тематическим указателям совсем недавнее, не застывшее в отлитых формах прошлое: бурный, пестрый конгломерат разнообразнейших ярких личностей и общественных сил, ворвавшихся на нашей памяти в отечественную историю. Имею в виду в первую очередь главу “Общественные течения” в “Истоках перестройки…” Александра Шубина и раздел “Леворадикалы” в “Левых в России…”, подготовленный Александром Тарасовым. Эти разделы мне близки уже тем, что большинство имен их героев есть и в моих телефонных книжках, это имена моих друзей, воспитанников, соратников или просто знакомых.

На страницах этих разделов я наткнулась и на собственную персону, после чего моя мама с уважением заметила, что и не подозревала, что ее дочь – “такая революционерка”. Честно говоря, я и сама этого не подозревала. Спасибо Саше Тарасову, из его текста мне наконец стало ясно, что же представлял собой в 70-е годы наш клуб “Алый парус” при “Комсомолке”, впоследствии переименованный в “Комбриг”. Оказывается (цитирую): “Комбриг” рассматривал себя как коммунистический левооппозиционный центр, революционизирующий молодежную среду”. Звучит очень внушительно, да вот только мы в нашем клубе и слов-то таких не употребляли, а не то что “рассматривали себя” в подобных терминах.

То, что в обоих сборниках юношеское коммунарское движение (частью которого был и наш клуб) рассматривается в качестве одной из общественно-политических сил в России второй половины века наряду с диссидентством, с движениями хиппи, авторской песни, “зеленых”, рок-музыки и всевозможными молодежными партиями, конечно, отрадно. Но наряду с благодарностью авторам я испытываю и некоторую досаду, выразимую известной репликой: “А что скажет история? История, как всегда, солжет”.

И дело даже не в массе временных, событийных и именных неточностей и искажений, которыми особо изобилует книга Шубина: так, вместо прародительницы коммунарства “Фрунзенской коммуны”, созданной на базе Дома пионеров Фрунзенского района Ленинграда, появляется “Коммуна юных фрунзенцев” в ДК им. Фрунзе в Ленинграде; знаменитая подростковая страница “Алый парус” в “Комсомолке” почему-то названа “приложением, посвященным энтузиастам-педагогам”. Или уж, что особенно стыдно, утверждается, что во время работы одного из коммунарских педагогических отрядов в Загорске в детском доме для слепоглухонемых детей (имеется в виду, очевидно, объединение “Радуга” под руководством Андрея Савельева, других отрядов там не было) “с этим педотрядом сотрудничал философ Э. Ильенков, пытавшийся прививать детям философское мышление”. К тому времени, а это были 80-е годы, что совсем нетрудно было выяснить, замечательного российского философа Эвальда Ильенкова уже давно не было в живых, при жизни же своей он вовсе не просто “пытался прививать детям философское мышление”, а вместе с выдающимся психологом Александром Мещеряковым совершил настоящий педагогический и человеческий подвиг, подготовив четверых слепоглухих ребят к учебе на психологическом факультете МГУ.

В этом смысле работа Тарасова гораздо более корректна и не грешит, как книга Шубина, чересчур вольным авторским произволом в трактовке реальных фактов и явлений в угоду тем или иным удобным для автора схемам – в чем, кстати, у Шубина и Тарасова уже после выхода этих книг случилась полемика в “Независимой газете”.

Но все же основная черта этих исследований, особенно Александра Шубина, – это жесткая политизация описываемых явлений, будь то коммунарство, авторская песня, рок-движение, система хиппи и пр., которые на самом деле по природе своей являются в первую очередь явлениями культуры, искусства и лишь затем – социально-политическими. А стало быть, и анализа требуют прежде всего культурологического, искусствоведческого.

В главе “Время поэтов” Шубин лихо обосновал абсолютную правомерность собственной жесткой политизации явлений культурной жизни: “В авторитарной стране литература нередко встает на место политики, ведет пропаганду… “эзоповым языком”; столь же уныло препарировал он и песенное движение КСП, въедливо описывая все те же любезные его политическому сердцу оргструктуры песенных слетов, а также приводя цитаты из песен бардов, которые, по его заверениям, исключительно “бросали вызов системе” или “склоняли к инакомыслию уже самим контрастом между идеалом и социальной реальностью”.

Конечно, хорошо, что молодые “неформальные” политики взялись за писание книг по нашей уже новейшей истории общественных движений и течений в России. Издания эти вполне интересны и годны (с учетом переработки ошибок и ляпов) в качестве справочных пособий для нынешних старшеклассников. Вот только бы “очеловечить”, “одушевить” эти тексты собственными, личными жизненными акцентами и выводами, не отчуждать бы в очередной раз описание общественно-политических явлений от общего, более масштабного контекста. Ведь есть в истории культуры нашего века тому прецедент – вспомните сборник “Вехи”, появившийся сразу после первой нашей революции. Может, и мы дождемся такого же беспощадного к самим себе, такого же духовно необходимого для здоровья общества, истинно интеллигентного анализа того, что же с нами, и особенно с нашей молодежью, происходило в последней трети уходящего века?

Или это неизбежно и неизживно – то, что история, как всегда, солжет?

Пусть так. Но пусть – не нашими устами.

Ольга МАРИНИЧЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте