search
main
Топ 10
Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения» Двум архангельским школам могут присвоить имена русского ученого и поэта
0

«Но красоту ее Боровиковский спас…». или Сентиментальное путешествие по следам «Бедной Лизы»

Третьяковская галерея, собрав воедино около 200 произведений Владимира Лукича Боровиковского из своих фондов, Эрмитажа, Исторического, Русского музеев, Троице-Сергиевой лавры, Национального художественного музея Республики Беларусь, дворцов-музеев Гатчины и Павловска, впервые показывает его наследие во всей полноте в честь 250-летия мастера. Блистательный портретист родился в украинском Миргороде в семье иконописцев и сам начинал как иконописец. В начале 1790-х Боровиковский за прекрасное оформление дворца, где останавливалась императрица Екатерина II, был приглашен ею в Петербург, где создал портреты Великого князя Павла Петровича, его жены и детей. Именно в творчестве Боровиковского живописный сентиментализм достиг наивысшего воплощения.

Художник стал создателем портретного канона сентиментализма. Боровиковский умел показать не только внешнюю, но и внутреннюю красоту своих персонажей, передать подчас предчувствие ими своей трагичной судьбы. Индивидуально-характерное в его портретах словно отступает перед идеальным состоянием мечтательности с оттенком легкой грусти портретируемых, уединившихся от светской суеты. Потому что, по сути, Боровиковский навсегда остался иконописцем, причем украинской школы, для которой характерны, в отличие от русской, реалистичность, внимание к деталям. Женщины на его портретах чаще всего одеты с изысканной простотой, с небольшим количеством украшений или вообще без них. Их красота во внутреннем состоянии, в работе души и мысли, образованности, доброте. Черты святых мучеников, для которых богатая духовность и праведная жизнь превыше всего, Боровиковский придавал русским императорам, князьям и ученым. Причем в каждом портрете художник обязательно изображал предмет, который характеризует модель. На женских портретах это часто цветы, музыкальные инструменты. На портрете, например, Гавриила Романовича Державина – рукописи, гусиное перо, книги.

Первый зал на выставке посвящен семье Павла I. Но обращают на себя внимание не парадные портреты самого императора и его друга – выросшего вместе с ним «бриллиантового» князя сенатора Александра Борисовича Куракина. Притягивают взгляд портреты дочерей Павла I – Александры, Елены, Марии. Все они отличались изысканной красотой, увлекались искусством. Мария Павловна стала женой наследного принца Карла Фридриха Саксен-Веймар-Эйзенахского. В Веймаре Мария Павловна познакомилась с Иоганном Вольфгангом Гете, посещала его домашние лекции, вела с ним переписку. Создала музей, посвященный памяти Иоганна Вольфганга Гете и Фридриха Шиллера. Судьбы великих княжон Александры и Елены драматичны. Выданные замуж из династических соображений, обе они были несчастливы в браке.

В центре зала помещены самые одухотворенные женские образы, созданные Боровиковским, среди которых лучшими признаются портреты Елизаветы Григорьевны Темкиной (внебрачной дочери Екатерины II и Григория Александровича Потемкина), княжон Анны Гавриловны и Варвары Гавриловны Гагариных. Особой гордостью Третьяковки является исключительный по лиризму настроения и изысканности живописи портрет Боровиковского Марии Ивановны Лопухиной. Она, урожденная Толстая, – сестра знаменитого русского авантюриста, дуэлянта Федора Толстого-американца, приключения которого описывали Александр Сергеевич Пушкин и Лев Николаевич Толстой.

Прелестная молодая женщина показана в уединенном уголке. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. Задумчивому, грустному взгляду, нежной улыбке, свободной, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневого шарфа и розы, пепельные волосы, неяркая зелень древесной листвы. Мягкая воздушная дымка заполняет пространство и делает эту поэтичную женщину еще более похожей на небесное создание с напряженной духовной жизнью, так характерной для всех Толстых. Жизнь этой женщины трагична. Она была выдана замуж за человека много старше себя и буквально через три года после создания портрета скоропостижно скончалась от чахотки. Видимо, слишком идеальна Лопухина была для нашего бренного мира. И Боровиковский это очень хорошо почувствовал…

Событием выставки стал парный портрет племянниц «бриллиантового» князя княжон Александры Алексеевны и Елены Алексеевны Куракиных, музыкантши и певицы. Портрет впервые любезно предоставил Лувр.

Боровиковский создал галерею образов интеллектуалов – портреты поэта, переводчика, драматурга Василия Васильевича Капниста, супруги поэта Гавриила Романовича Державина Дарьи Алексеевны Державиной, которая завещала после смерти 30 тысяч на стипендии в Казанский университет, потому что ее знаменитый муж учился в Казани, портрет Николая Михайловича Яковлева, владельца знаменитой льняной мануфактуры в Ярославской области. А «Дама в тюрбане», вероятно, портрет писательницы Жермены де Сталь, которая через свой литературный салон в Париже многих спасла от гильотины.

Сохранившиеся письма художника говорят, что Боровиковский не только в живописи воспевал христианские идеалы, но и в реальной жизни вел себя как праведный человек – защищал обиженных судьбой, не жалея на это ни времени, ни денег. Он прощал своих врагов, так как верил, что всякое зло, сотворенное другому, вернется к злоумышленнику.

Для школьников Третьяковская галерея подготовила специальную образовательную экскурсию – урок истории и мировой художественной культуры одновременно – «Сентиментальное путешествие по следам «Бедной Лизы» и «Капитанской дочки». Выставка на Крымском Валу продлится до 18 января 2009 года.

P.S.

Среди других культурных событий последних дней следует отметить открытие выставки Нико Пиросмани в Москве (галерея «Проун»). Она носит название «Семейный кутеж». Последняя выставка этого замечательного грузинского художника прошла при советской власти и состояла в основном из картин, принадлежащих Государственному музею искусств Грузии. В наши дни, по известным причинам, попасть в него многим гражданам России непросто. Для новой выставки удалось собрать порядка двенадцати картин художника, опубликованных еще в советских каталогах. Выставка продлится до 28 декабря.

Владимир Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте