Научные конференции старшеклассников предполагают изменение познавательных приоритетов одаренных детей, работающих при подготовке к таким мероприятиям самостоятельно и добывающих новые знания.
В качестве доказательства – несколько проблем, выбранных и самостоятельно исследованных учащимися:
1. «Штосс» М.Лермонтова как пример литературной мистификации.
2. Трагедия А.Пушкина «Пир во время чумы» как менипея.
3. Эволюция образа Дон Жуана от Байрона к Пушкину.
4. Гений иль злодейство? (По трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»).
5. У.Шекспир. Особенности перевода трагедии «Гамлет» М.Лозинского и Б.Пастернака.
6. Образ рассказчика в русской литературе (от Пушкина до Зощенко).
7. Язык, материя и дух произведений В.Набокова (по роману «Защита Лужина» и др.).
Конференции удобно проводить к какой-либо дате, объединяющей темы докладов по жанру, выбранному объекту исследования или творчеству одного писателя.
Бесспорно влияние подобных конференций на формирование научных знаний, развитие терминологической лексики учащихся. Можете представить, сколько дополнительной литературы прочтут дети, сколько нового они извлекут для себя, готовясь к докладу.
Аудитория, готовая слушать своих товарищей, также получает определенную часть информации, уже обработанную докладчиком и поданную в адекватной форме.
Не менее важен здесь и психологический фактор: ученик, которого обычно «ведут за ручку» на протяжении многих лет, получает полную самостоятельность. Для одаренной личности характерно стремление к монополизации внимания, погружение в философские проблемы, легкость актуализации аналогов из фондов сознания, гибкость варьирования умственных действий и их перекодирование, умение отказаться от стереотипов и штампов мышления, высокая познавательная мотивация, умение ставить вопросы, фиксирующие конфликт между обобщенным ядром задачи и ее конкретными условиями.
Научная конференция дает возможность раскрыться такой одаренной личности, проявить все вышеназванные качества характера, т.е. является своеобразным психологическим тренингом.
Образовательные потребности таких учащихся высоки и не всегда предусмотрены рамками программы, поэтому конференции – оптимальная форма работы, целью которой является формирование и расширение знаний по предмету, развитие мировоззренческих позиций.
Рассмотрим, как во время научных конференций реализуются некоторые принципы обучения.
1. Принцип научности проявляется в расширении терминологической лексики учащихся, умении свободно оперировать литературоведческими понятиями: менипея, полифония, поэтика, архитектоника, литературная мистификация, средства художественной выразительности.
Читая дополнительную литературу, учащиеся развивают мышление, привыкают к наукообразности языка. К тому же изучение определенной проблемы на примере художественного произведения позволяет проводить параллели между оригинальным текстом автора как явлением искусства и литературной критикой как наукой.
Так как подготовка к конференции требует огромных затрат сил и времени, то проводятся такие мероприятия всего 1-2 раза в год.
2. Принцип системности и последовательности выражается в анализе, синтезе и обобщении знаний, уже имеющихся у учащихся и только приобретенных. Одаренные дети способны обработать дополнительный научный материал по исследуемой проблеме.
3. На принцип научности опирается принцип перспективности, являющийся основополагающим в системе развивающего обучения. При подготовке к научной конференции ученик не столько обобщает и репродуцирует материал, сколько отталкивается от данного и идет к неизвестному.
4. Соблюдается принцип дифференцированного обучения, но в сочетании с коллективным, так как работа докладчика на аудиторию предполагает живой отклик у слушателей.
Методика проведения конференций рассчитана не на пассивное участие слушателей, а на столкновение различных точек зрения, возникновение научных конфликтов.
Таким образом, развиваются мировоззренческие позиции старшеклассников. Исследователь определяет свою позицию поэтапно:
1) выбор проблемы, темы исследования;
2) отбор критической литературы (библиография);
3) выработка своей точки зрения, распределение научного материала;
4) столкновение с противоречиями во время исследования и выбора пути выхода из ситуации;
5) способность отстаивать свою точку зрения, используя оправданную аргументацию.
Все это требует определенной зрелости ума и духа. Можете представить, какие споры вызывают доклады по творчеству Достоевского, Толстого, Блока, Маяковского. Какие словесные перепалки возникают при сравнении переводов М.Лозинского и Б.Пастернака (если ребята хорошо знают английский язык и читают Шекспира в подлиннике). Сколько возражений слышно, когда дети представляют новый взгляд на произведения Пушкина, Лермонтова. Ведь исследователи не только читают массу чужой литературы, но и самостоятельно проводят кропотливую работу над текстом. Вы можете спросить: какова же роль учителя? В старших классах учитель должен придерживаться роли корректора. Ученик сам должен работать и искать, определять свою точку зрения. Полноценная научная работа имеет право не только на некоторую объективность, но и на оригинальность. Не стоит подавлять даже самые сумасшедшие идеи. Они-то, возможно, и являются гениальными. Задача учителя – помочь сформулировать проблему, подобрать научный материал, составить первичный план работы, откорректировать текст исследования и поддержать ученика эмоционально.
Ирина ДАДАШЕВА, учитель русского языка и литературы гимназии № 38 г.Махачкалы, учитель года Республики Дагестан-2003
Комментарии