search
main
0

Но есть и Божий суд…

Мы на земле всего лишь странники. Иногда мне кажется, что большую часть жизни я провела в дороге. В пути с нами происходят удивительные события – встречи. Об одной из таких встреч я и хочу вам рассказать. Я возвращалась из Москвы. Моей попутчицей в купе была директор средней образовательной школы из высокогорного аула на Северном Кавказе. Узнав, о том, что я возвращаюсь с Международных образовательных Рождественских чтений, попросила поделиться впечатлениями.

Татьяна АСТАХОВА,Черкесск

И я подробно рассказала о целях и задачах Чтений, программе, встречах с известными учеными, деятелями культуры, религиозными деятелями. Директор школы попросила привести наиболее яркие примеры влияния религиозного образования на поведение человека. И тогда я рассказала о приютах при монастырях, где из бывших наркоманов и преступников воспитывают достойных людей, которые продолжают образование в ведущих вузах России. Кроме этого, я поделилась наблюдениями из жизни детей, обучающихся в православной гимназии, в семье которых я жила во время Чтений.

Однажды Ваня, 11-летний гимназист, вернулся с занятий в плохом настроении и неуважительно отозвался о преподавателе. Лена, старшая сестра, спокойно заметила:

– Ванечка, прости, но я знаю этого преподавателя как доброго, умного, интересного человека.

– Нет, он злой, – раздраженно заметил Ваня.

– Ванечка, – спокойно продолжила Лена, занимаясь своим делом, – ты же христианин. А имеют ли право христиане судить, обвинять, обманывать, злиться, раздражаться, нарушать главную заповедь? Господь сказал:

– Да любите друг друга. А ты любишь преподавателя? Не лицемеришь ли ты, когда в классе делаешь вид послушного ученика, а дома – его грозный судья? Разве не Бог всем нам судья?

Увидев, что Ваня внимательно слушает, Лена продолжала:

– А почему бы тебе, Ваня не доверить эту ситуацию Богу? Ведь Он говорит каждому из нас: «Все труждающие и обремененные, придите ко Мне, и Я успокою Вас». Если и виноват преподаватель, то Господь говорит: «Мне отмщение, Я воздам. Ты же доверяешь Господу, Ванечка?

Ваня утвердительно кивнул головой.

– Так, поговори с Господом, помолись.

Ваня занимался долго и на следующий день прибежал из гимназии радостный: получил «5», с интересом говорил об уроке.

Моя спутница, выслушав меня внимательно, сказала:

– Хочу поделиться с вами наболевшим. Как-то перед перестройкой мы исключили из школы одного трудновоспитуемого подростка, что практикуем очень редко. Но тот ребенок был очень сложный, про таких говорят: «По нему тюрьма плачет». Вскоре он исчез из аула, говорили: к родственникам уехал.

Прошло время… Однажды, возвращаясь из управления образования, моя спутница стояла на конечной остановке в ожидании автобуса. Над городом собралась гроза. Низко нависли над землей свинцовые тучи. Казалось, вот-вот начнется дождь. Автобуса не было. На остановке к этому времени собралось много людей. Внимание многих привлекла проехавшая иномарка необыкновенной красоты. Проехав мимо остановки, иномарка затормозила, плавно сдала назад, останавливаясь перед нашим директором. Из иномарки вышел элегантный молодой человек, вежливо поклонившись, подал руку нашему директору, приглашая ее в салон автомобиля. Каково же было ее удивление, когда она с трудом узнала в молодом человеке трудновоспитуемого подростка, которого они выгнали из школы. В дороге он засыпал ее вопросами о земляках, между прочим, спрашивая, удобно ли ей, не холодно ли, не душно ли, какую музыку она предпочитает. На полпути началась сильная гроза. Но в машине было тепло и уютно. В это время он расспрашивал ее об учителях, о каждом преподавателе. А затем, словно невзначай, спросил:

– А вы помните, как вы меня из школы выгнали?

– Да, – ответила она.

Он остановил машину и сказал:

– Теперь ваша очередь. Прошу вас, выходите, – поторопил он, увидев ее замешательство.

Она вышла. Он уехал.

В такую грозу, как и в такую ситуацию, она попала впервые в жизни: за несколько минут промокла до ниточки. Гром гремел, горы отвечали раскатистым эхом, от которого можно было оглохнуть. Молнии, словно огненные мечи, полосовали небо. Но если бы можно было увидеть грозу, которая бушевала в ее сердце. Она шла сквозь грозу и горько плакала, в бессильной ярости повторяя:

– Но есть и Божий суд, наперсники разврата, есть Божий суд!

Ее подобрал в дороге другой выпускник, который возвращался в аул на стареньком грузовике. Дал полотенце, укрыл одеялом. Включил обогреватель. Она успокоилась, согрелась и задремала. Проснулась от того, что машина остановилась. На повороте у пропасти собрались люди. Несмотря на то что гроза прошла, дорога была скользкая, видимо, кто-то не справился с управлением машины. Она вышла из машины и, направляясь к пропасти, услышала:

– Какая красавица горит!

Заглянув в пропасть, увидела развалившуюся на части иномарку. В памяти всплыло:

– Но есть и Божий суд!

Нет, не себя сейчас ей было жалко. Жалко было парня, которому она так и не смогла помочь найти главное в этой жизни, найти истинный смысл жизни, для которого в ее арсенале педагога не нашлось инструмента для его нравственного спасения.

– Быть может, наши дети преждевременно гибнут, потому что мы им не говорим, что есть Божий суд. А что мы сами об этом знаем?

Моя спутница замолчала. Я смотрела на снежную круговерть за окном поезда и вспоминала сказку Андерсена «Снежная королева».

В замке Снежной королевы Кай развлекался хрусталиками льда, пытаясь сложить из него слово «Вечность». Сердце мальчика оттаяло, когда о нем молилась Герда. Сегодня наших детей, подобно Снежной королеве, манит блестящий, сверкающий мир фальшивых ценностей, кто будет молиться за них? Что спасет их, показав истинные, непреходящие, вечные ценности? Спасти может вера, духовный потенциал непреходящих, вечных ценностей. Не случайно сказано:

– Праведный верой жив будет.

Об этом во все времена говорит не только религия, но и наука.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте