В бюджет Украины издание учебников внесено отдельной строкой. Заложенная сумма в переводе на русские деньги составляет около 200 миллиардов рублей. Больше половины этих денег уже потрачено на издание учебников, и больше половины учебников уже изданы. Деньги регулярно выделяются. Президент лично контролирует ситуацию. Кроме всего прочего, Украина печатает учебники не только на украинском, но и на русском языке…
И все же вернемся в Россию. Ситуация с изданием школьных учебников критической стала уже давно. “Учительская газета” вновь обращается к этой проблеме в интервью с генеральным директором Издательского дома “Дрофа” Юрием Владимировичем ДЕЙКАЛО.
– Юрий Владимирович, в Правительстве России готовится постановление о переходе на платные учебники с января 1996 года, предусматривающее резкое сокращение государственного финансирования и перенос ответственности и бюджетного бремени на регионы. Давайте попытаемся проанализировать последствия такого шага.
– В цифрах масштабы трагедии, к которой может привести принятие такого постановления, выглядят следующим образом:
– сегодня в школьных библиотеках и на руках у школьников находится около 350 млн.учебников;
– раньше ежегодно издавалось около 150 миллионов учебников и приблизительно столько же списывалось из библиотечных фондов, т.е. каждый год сохранялось 350 млн.учебников.
350=350+150-150
Если будет принято постановление Правительства РФ, то, скорее всего, произойдет следующее:
1. 1996-1997 учебный год
наличие: 350 млн.
– : 150 млн. (износ + устаревшие)
+ : 50 млн. (финанс. государства для малообеспеченных слоев населения)
+ : 20 млн. (финанс. регионов)
+ : 20 млн. (свободная продажа учебников, изданных за счет собственных оборотных средств издательств)
ИТОГО: 350-150+90=290
2. 1997-1998 учебный год
наличие: 290 млн.
– : 150 млн. (износ + устаревшие)
– : 20 млн. (из свободной продажи предыдущего года)
+ : 50 млн. (финанс. государства для малообеспеченных слоев населения)
+ : 20 млн. (финанс. регионов)
+ : 30 млн. (свободная продажа учебников, изданных за счет собственных оборотных средств издательств)
ИТОГО:
290-150-20+50+20+30=220
3. 1998-1999 учебный год
наличие: 220 млн.
– : 100 млн. (износ + устаревшие)
– : 30 млн. (из свободной продажи предыдущего года)
+ : 50 млн. (финанс. государства для малообеспеченных слоев населения)
+ : 30 млн. (финанс. регионов)
+ : 40 млн. (свободная продажа учебников, изданных за счет собственных оборотных средств издательств)
ИТОГО:
220-100-30+50+30+40=210
Т.е. через три года количество учебников упадет почти вдвое, и далее ситуация еще долго может не меняться, так как невозможно резкое увеличение об’ема свободной продажи учебников из-за отсутствия товаропроводящих сетей и оборотных средств у издателей.
Ситуация резко меняется в лучшую сторону, если будет принят более разумный, более долгий, но надежный вариант перехода: в первые три года финансирование государством 2/3 от необходимого об’ема, в следующие три года – 1/2.
Тогда динамика может приобрести следующий вид:
1. 1995 год
наличие: 350 млн.
– 150 млн.
+ 150 млн.
ИТОГО: 350 млн.
2. 1996-1997 год
наличие: 350 млн.
– : 150 млн. (износ + устаревшие)
+ : 100 млн. (финанс. государства)
+ : 20 млн. (финанс. регионов)
+ : 20 млн. (свободная продажа учебников, изданных за счет оборотных средств издательств)
ИТОГО: 340 млн.
3. 1996-1997 год
наличие: 340 млн.
– : 150 млн. (износ + устаревшие)
– : 20 млн. (из свободной продажи прошлого года)
+ : 100 млн. (финанс. государства)
+ : 20 млн. (финанс. регионов)
+ : 40 млн. (свободная продажа – с увеличением за счет стабильности издательств)
ИТОГО: 330 млн.
4. 1997-1998 год
наличие: 330 млн.
– : 130 млн. (износ + устаревшие)
– : 40 млн. (из свободной продажи прошлого года)
+ : 100 млн. (финанс. государства)
+ : 30 млн. (финанс. регионов)
+ : 50 млн. (свободная продажа)
ИТОГО: 340 млн.
Развитие системы свободной продажи возможно при условии выделения льготных кредитов издательствам под банковские гарантии.
Этот вариант мог бы, во-первых, частично сэкономить средства государства, во-вторых, начать процесс перехода к платным учебникам, который возможен только при условии стабилизации экономической ситуации в стране и развития разваленной инфраструктуры.
В любом случае если даже переход на бесплатное пользование учебниками длился шесть лет в стабильном Советском Союзе, то обратный переход, видимо, займет не менее 10 лет в нестабильной пока России.
Переход на полное платное обеспечение учебниками, может быть, даже нецелесообразен, если учесть возможные налоговые льготы, кредитование, дотации для социальной защиты граждан, которые при этом потребуются.
Поэтому наиболее целесообразным будет переход на частичное обеспечение платными учебниками (в основном это должны быть дополнения к учебнику, входящие в учебный комплект, рабочие тетради, учебники для углубленного изучения, задачники, учебники по дополнительным предметам).
Все эти подробности могут быть затем разработаны Министерством образования после издания указа Президента РФ или постановления Правительства РФ о частичном переходе на платные учебники или региональное финансирование, при котором государство будет гарантировать финансирование в первые три года не менее 100 млн. учебников (приблизительно 66% от потребности), а далее не менее 75 млн.учебников (не менее 50% от потребности).
При этом Министерство образования должно будет ежегодно утверждать:
а) федеральный комплект для государственного финансирования;
б) список учебников, рекомендуемых для регионального финансирования;
в) список учебников, подлежащих свободной продаже и рекомендуемых для школ.
– К первому сентября 94-го года в школы дошло около 70% учебников федерального комплекта. Последние учебники федерального комплекта 1994-1995 года были изданы в 1995 году. Вернемся к сегодняшней ситуации. Очевидно, что к 1 сентября дети снова не получат новых учебников. И все же впереди еще лето. Что может смягчить сложившуюся ситуацию?
– Министерством образования для предстоящего учебного года собраны заказы для издания 145 миллионов книг. Сегодня этот заказ вместе с доставкой стоит уже не менее 700 миллиардов рублей. На данный момент выделено всего восемьдесят два с половиной. Таким образом, в лучшем случае в школы попадет 20-30 процентов от всего федерального комплекта этого года, даже если принять во внимание книги, выпускаемые на свободную продажу. К сожалению, исправить ситуацию к 1 сентября нельзя уже ничем. Даже если срочно выделить все деньги. В лучшем случае большая часть книг будет напечатана к концу года и попадет в школы к третьей четверти.
Смягчить сложившуюся ситуацию могут либо активность регионов (если регионы начнут напрямую заказывать книги у издательств, которые в свою очередь будут напрямую высылать их обратно), либо правительство (если оно задумается о том, чтобы как можно больше выпустить учебников для свободной продажи, и в срочном порядке рассмотрит вопрос льготного финансирования издательств для выпуска книг на свободную продажу). Тогда учебники быстрее попадут к потребителю, чем по “бесплатному пути”.
Наиболее простым решением всех проблем было бы срочное издание указа президента об издании учебников в 1995 году и жесткие указания Минфину и правительству по поводу решения этой проблемы.
– У каждого совершенного поступка бывает эхо. Как отзовется через несколько лет переход на платные учебники? К каким последствиям в социальном плане это приведет?
– Через два-три года (особенно если будет продолжаться нерегулярное и неполное выделение денег, даже если они будут бюджетными) в школах останется не более половины от того количества учебников, которое есть сегодня. Учебники станут дефицитом. Сфера издания учебников, как и любая сфера дефицита, привлечет различные денежные структуры. К чему это приведет – неизвестно. Вряд ли наши финансовые монстры будут стремиться к созданию каких-то долгосрочных товаропроводящих сетей, вложению денег в развитие типографий, регионального производства учебников. Скорее всего они попытаются заработать на этом быстрые деньги, что негативно скажется на обеспечении учебниками – они будут дорогими и малодоступными.
При переходе на платные учебники обозначатся две основные проблемы. Первая – дороговизна. Если комплект на одного ученика обходится государству примерно в сорок тысяч, то родителям, когда они начнут платить, комплект учебников обойдется тысяч в сто пятьдесят. Глубокая трещина социального расслоения пройдет через школу.
Вторая проблема – отсутствие товаропроводящих сетей, на создание или воссоздание которых уже потребуются большие деньги. Далеко не все родители смогут купить учебники своим детям. В Москве, Санкт-Петербурге учебники будут. В средних городах вероятность приобрести новые учебники во много раз уменьшается. А в деревнях уже ничего купить будет нельзя. Теперь представьте ситуацию сельских учителей и сельских учеников. Приходя в школы, они не будут иметь уже ничего. Новых учебников не увидят. В то время, когда, например, для начальной школы появилось много новых, интересных и хороших книг. Так что малозащищенные слои населения, особенно в отдаленных регионах, скорее всего, учебников не получат.
Многие учителя, столкнувшись с такой ситуацией, уйдут из школы. Учить без учебника за мизерную зарплату, боюсь, под силу не всем.
Отсутствие учебников, помимо оттока специалистов из сферы образования, приведет к уменьшению часов, снижению уровня образования и к большей вероятности попадания детей в криминальные ситуации и группировки. А государству потом придется изыскивать совершенно немыслимые средства для борьбы с детской преступностью.
– К сожалению, об этих тревожных последствиях возможного перехода на платные учебники мало кто задумывается. А жаль. Придется снова делать “работу над ошибками”. Недавно один из экспертов, оценивая реальную ситуацию со школьными учебниками, сделал несколько неожиданные политические прогнозы.
К 1 сентября 1995 года в школы попадет не более 30% учебников федерального комплекта 1995-1996 года.
Принятие постановления о переходе на платные учебники с 1 января 1996 года вызовет негативную реакцию уже в конце 95-го, так как бесплатные новые учебники в школы не поступят, а платные будут дорогими и малодоступными.
На предстоящих декабрьских парламентских выборах ряд фракций начнет использовать эти два обстоятельства в предвыборной борьбе.
К концу 1995-1996 учебного года станет очевидной невозможность платного обеспечения учебниками и отсутствие большой части бесплатных учебников.
Альтернативные кандидаты в президенты будут обещать всем бесплатные учебники и упрекать в беспомощности нынешних президента и правительство, глав администраций краев и областей, ссылаясь на статьи Конституции и Президентский указ N 1 “Об образовании”.
Учитывая абсолютно немотивированные задержки с выдачей средств еще в начале 1995 года, можно сделать вывод о начале чьей-то хорошо продуманной предвыборной кампании…
Ольга КУТАСОВА
NB!
Издательский дом “Дрофа” существует 4 года. За это время выпущено более 200 книг тиражом свыше 25 млн. экземпляров. До 1994 года специализировался на издании художественной литературы в основном отечественных авторов. В конце 1994 года приступил к реализации большой программы подготовки учебной, справочной и познавательной литературы для детей. Уже выпущено около 30 учебников и учебных пособий, в том числе и из федерального комплекта 1995-1996 года. Сейчас ведется работа более чем над 200 учебниками и учебными пособиями.
Издательский дом “Дрофа” заключил договор с Министерством образования на выпуск учебников федерального комплекта 1995-1996 года. В федеральный комплект вошел 21 учебник издательства “Дрофа” общим тиражом около 20 млн.экземпляров на сумму 72 млрд.рублей по ценам февраля 1995 года.
Комментарии