Цель: дать представление об эпистолярном жанре как о средстве коммуникации.
ЗадачиОбучающие: знакомство с понятием эпистолярный жанр, с его структурой и построение алгоритма написания писем.Развивающие:- развитие навыков письменной речи; – развитие умения анализировать;- развитие коммуникативных способностей.Воспитывающие:- формирование познавательного интереса к предмету;- формирование культуры письменной речи;- формирование гражданской позиции учащихся.Коррекционные:- развивать слуховое восприятие;- совершенствовать произносительную сторону речи.Оборудование:- мультимедиапроектор;- экран, звуковая мультимедийная презентация;- план-памятка написания письма;- портрет Саши Филиппова.Словарь. Солдатское поле. Великая Отечественная война. Сталинградская битва.Тема занятия позволит учащимся ознакомиться с эпистолярным жанром, получить понятие о письме как средстве передачи внутреннего мира человека, сформировать навыки работы над содержанием письма, его оформлением. При изучении данной темы воспитывается чувство сопричастности к истории своей Родины. Работая в группах, ребята учатся не только высказывать свое мнение, но и выполнять различные роли в группе, строить взаимоотношения.Формы и виды работы на занятии содействуют формированию универсальных компетенций школьников: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного самосовершенствования.Актуализация- знакомство с памятниками истории Великой Отечественной войны (Солдатское поле); – знакомство со структурой письма;- формирование умения писать письма;- формирование умения действовать по алгоритму (структура письма и его составление);- формирование навыков публичного выступления, коммуникативных способностей детей, навыков рефлексивной деятельности.Ход занятияI этап. Вступление в тему занятияЧтение стихотворения Виктора Бокова «На Мамаевом кургане» учащимися. Учитель: Нашу встречу мы посвящаем бессмертному подвигу Сталинграда. Здесь, у берегов Волги, произошел перелом всей войны. II этап. Постановка проблемыУчитель: В 20 километрах от Сталинграда находится мемориал «Солдатское поле». На нем – памятники, посвященные солдатам Великой Отечественной войны. На слайде презентации мы видим один из них. Это девочка Мила. Она держит в руках цветок – василек. Я хочу, ребята, обратить ваше внимание на треугольник, который лежит у ног девочки.Постановка проблемного вопроса.Учитель: Как вы думаете, что это?Ученик: Треугольник – это письмо с фронта.Учитель: А почему оно такой формы? Ученик: Солдаты писали письма, а потом складывали в треугольники. Эти письма отправляли без марки и конверта.Учитель: Письма с фронта… Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольником. Это письмо с фронта от отца Милы – гвардии майора Дмитрия Петракова. Написал он его своей дочери 18 сентября 1942 года. Разрешите, я вам его зачитаю.Моя черноглазая Мила!Посылаю тебе василек… Представь себе: идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, кругом воронки – и здесь же растет цветок… И вдруг очередной взрыв… василек сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной, и, если бы я не подобрал, его бы затоптали. Вот так фашисты поступают с детьми оккупированных населенных пунктов, убивают и топчут ребят… Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком.Д.А. ПетраковIII этап. Постановка задачУчитель: Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали это письмо?Ученик: У меня возникло чувство… (варианты ответов детей: ненависти к фашистам; чувство гордости за наших солдат).Учитель: Ребята, а вы когда-нибудь писали письма? (Ответы детей.)Учитель: Тема нашего урока «Письмо сверстнику в Сталинград». Назовите задачи занятия. (Ребята называют задачи, а учитель схематично их отмечает.) IV этап. Работа над темой занятияУчитель: Письмо сверстнику… А кто из вас знает, кто такие сверстники? Выслушиваются предположения детей.Учитель: Предлагаю вам обратиться к Толковому словарю… (Чтение словарной статьи.) То есть детям, которым было примерно столько же лет, сколько вам сейчас. 12-15 лет в 1942 году. V этап. Открытие нового знанияУчитель: Я предлагаю вам сегодня на занятии попробовать написать письмо-благодарность, но письмо необычное. Это письмо в прошлое – детям войны, вашим сверстникам. А вы знаете, как это правильно сделать? (Ответы детей.)Существуют ли, на ваш взгляд, правила написания письма?Я предлагаю вам вернуться к письму Дмитрия Петракова и на его основе ознакомиться с этими правилами. (У каждого ученика на парте лежит текст письма.) Ребята, к кому обращается автор письма? Как он называет свою дочь? Ученик: Моя черноглазая Мила! Учитель: В каждом письме обязательно должно быть обращение.Учитель: В следующей части письма автор рассказывает о событиях, которые происходят в его жизни. Что рассказывает Дмитрий Петраков своей дочери? Зачитайте.Ученик читает основное содержание письма.Учитель: Это основное содержание. Сюда входит рассказ о себе, о каких-либо событиях, которые происходят в жизни человека, также могут задаваться вопросы…Третья часть письма – заключительная. В эту часть могут входить обещания, пожелания, прощание. Что обещает отец своей дочери?Ученик зачитывает заключительную часть письма.Схемы, обозначающие задачи урока, вывешиваются на доске. По ходу решения задачи убираются в сторону. Структура письма1. Обращение.2. Основное содержание.3. Заключительная часть.VI этап. Погружение в занятиеУчитель: Итак, мы пишем письмо в прошлое, детям войны. А как вы думаете, было ли у этих детей счастливое детство? (Ответы учеников.)Наверное, трудно писать письмо тому, кого не знаешь вообще. Поэтому я хотела бы вас ознакомить с жизнью Саши Филиппова.Презентация о детях войны. Звуковое сопровождение.Практическая работа в группах. Группы комплектуются с учетом факторов, обеспечивающих психологический комфорт для учащихся.Учитель: Предлагаю каждой группе написать письмо-благодарность Александру Филиппову. (Фото юного разведчика, героя обороны Сталинграда, – на каждой парте.)Я приготовила для вас небольшие заготовки-помощники. (Раздаются заготовки.) Заготовки можно разрезать, чтобы дети самостоятельно собрали части письма, перед тем как заполнить их.Учитель: Время работы ограничено. Поэтому, пока звучит музыка, вы работаете, как только прозвучит сигнал и начнется отчет метронома, вы должны дописать до точки и остановиться. На этом ваша работа будет закончена. Письма зачитываются. Учитель благодарит ребят за работу.VII этап. Итог занятия Вопросы: Существуют ли правила написания письма?Какие части письма вы знаете?Как называется литературный жанр, в котором мы с вами сегодня работали?Учитель: Четыре страшных года, 1418 дней и ночей, длилась Великая Отечественная война. Двадцать семь миллионов человек самых разных национальностей нашей страны погибли в те годы. Ежедневно на фронте и в тылу погибало 19 тысяч человек! Память о них должна жить в наших сердцах. Память – погибшим, внимание – оставшимся в живых.Ребята, давайте минутой молчания почтим память всех тех, кто ценой своей жизни дал нам возможность спокойно жить и расти в свободной стране. Метроном отстукивает минуту.Демонстрируется клип и звучит песня Евгения Цыброва «Солдаты, солдаты, солдаты войны… Примите поклон наш до самой земли…». Клип сделан на основе мультфильма «Василий Теркин. Поэма о войне». VIII этап. РефлексияУчитель: Какие мысли и чувства переполняют вас сейчас?О чем заставило вас задуматься это занятие?Изменится ли ваше отношение к ветеранам Великой Отечественной войны и просто к пожилым людям после сегодняшнего урока?Ответы детей.IX этап. Домашнее заданиеУчитель: 9 Мая – великий праздник. У каждого из вас на парте лежат индивидуальный план-памятка написания письма и чистый лист бумаги, сложенный треугольником. Дома, опираясь на памятку, напишите письмо ветерану Великой Отечественной войны Полеву Валентину Васильевичу, над которым шефствует наша школа. Расскажите о сегодняшнем уроке, о своих делах, пожелайте доброго здоровья.Галина ВИНОКУРОВА, учитель русского языка и литературы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I, II видов Республики Хакасия
Комментарии