search
main
0

Нижегородские педагоги против несвободы и бескультурья

Как противостоять примитивизации личности и секуляризации общества? Как балансировать между соцзаказом и истинными ценностями культуры? Кого должна воспитывать новая школа: конформистов или свободных, а главное, мыслящих граждан? Эти непростые вопросы были заданы на открытии ежегодной научно-практической конференции ассоциации нижегородских гимназий, которая традиционно проходит в последнюю пятницу сентября в лингвистической гимназии № 13.

Уже в пятый раз она собрала в своих стенах педагогов и руководителей гуманитарных образовательных учреждений региона. Почетными гостями форума  стали преподаватели институтов повышения квалификации из Санкт-Петербурга и Кирова. Гимназические учителя работали в шести предметных секциях, где каждый мог не только почерпнуть полезную информацию, но задать конкретные вопросы и высказаться по волнующим проблемам.  На этот раз тема конференции касалась открытого образовательного пространства гимназий. Плюсам и минусам этой открытости (в какой-то степени незащищенности)  было посвящено как всегда острое и яркое выступление Мстислава Шутана,  научного руководителя ассоциации. Доктор педагогических наук, профессор кафедры словесности и культурологи Нижегородского института развития образования поделился с собравшимися своей тревогой о судьбе российской культуры, основой для которой всегда служила русская классическая литература (Дмитрий Быков в одном из интервью справедливо назвал ее нашей национальной религией).   Всем известно, что в сегодняшней школе урокам литературы отведено далеко не почетное место. Почти повсеместно в старших классах их заменяют пресловутой подготовкой к ЕГЭ по русскому языку, для оценки части С которого разработана система критериев, не учитывающая ни уровень понимания, ни способность к выражению собственных мыслей. В итоге пустое эссе, написанное по шаблону, имеет все шансы получить максимальный балл. И словесник, понимающий порочность этой системы, не только не саботирует ее, но вынужден в ней участвовать, потому что не имеет морального право подвести ученика. Учитель, особенно словесник, постоянно чувствует себя раздираемым противоречиями. Так называемые «вызовы времени» – потребности государства – диктуют совсем иные приоритеты, порой очевидно противоречащие тому, что стремились донести в своих произведениях Пушкин, Чехов, Толстой и Достоевский. По мнению педагога, пренебрежение к предмету, полагающему основы духовности и нравственности, чревато необратимыми последствиями для общества, и чем раньше это поймут руководители образования, тем лучше.  Выступление Сергея Федорова, доцента кафедры филологического образования Санкт-Петербургской Академии последипломного педагогического образования, было посвящено взаимосвязи языка и личности. На многим знакомым примерах (ими послужили широко известные рекламные слоганы) Сергей Владимирович доказал, что чем лучше человек владеет языком, тем он свободнее, а значит у него гораздо меньше шансов стать жертвой современных манипулятивных технологий.  Вывод, к которому петербургский гость подвел слушателей, никого не удивил: образованными людьми гораздо труднее управлять, они не будут подчиняться очевидной глупости, не будут участвовать в пошлости…Но вот нужны ли такие люди государству, – на этот вопрос каждый ответил по-своему, исходя из жизненного и педагогического опыта. Фото автора.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте