search
main
0

Нить времен

Когда-то давно, еще в 1982 году, в поселке Иволгинск было создано мелиоративное ПТУ. Однако к концу 90‑х в связи с закрытием многих сельхозпредприятий потребность в кадрах мелиораторов значительно сократилась. Негде стало работать выпускникам училища, сократился набор учащихся. Перед учебным заведением встал вопрос: или закрываться, или перепрофилироваться. Одно из проводимых тогда в училище воспитательных мероприятий – Сагаалган (Новый год по лунному календарю) – помогло в выборе дальнейшего пути. На празднике выяснилось, что у людей совсем нет красивой национальной одежды, предметов быта, национальных сувениров. Поэтому выбор пал на народное искусство и ремесла. Тем более что в то время, к концу СССР, повысился интерес к традиционной культуре, к национальным корням.

– Бурятия республика мно­го­национальная, здесь живут русские, буряты, эвенки, сойоты, староверы – семейские, забайкальские казаки и другие, – рассказывает директор Колледжа традиционных искусств народов Забайкалья Анатолий Куприянов. – Однако в результате национальной политики в советские годы в стране многое было утрачено, ведь воспитывали советского человека. К концу 90‑х оставались единицы народных мастеров, умеющих шить настоящую национальную одежду, мастеров, сохранивших традиционную бурятскую чеканку, резьбу по дереву, умеющих валять войлок. Предстояла кропотливая работа по поиску, возрождению и сохранению народных ремесел.
В начале пути педагогам пришлось проводить кропотливую поисковую работу, перелопатить огромное количество литературы, объездить всю этническую Бурятию, побывать в соседней Монголии в местах компактного проживания бурят. Искали мастеров, образцы изделий, поддерживали связь с учеными, художниками, составляли учебную документацию.
Сначала открыли направление «Шитье национальной одежды», затем – «Чеканка», «Резьба по дереву», потом – «Ковроткачество». Первый набор абитуриентов производился при очень активной помощи Всебурятской ассоциации развития культуры, представители которой проехали по всем районам Республики Бурятия, Агинского округа, Иркутской области, нашли потомственных мастеров, владеющих секретами профессии, и пригласили их к нам, говоря, что это важно не только для их рода, но и для всей Бурятии.
– Надо сказать, что, до того как мы решили заявить о себе в новой роли, в системе образования республики этим почти никто не занимался, – продолжает Анатолий Куприянов, – учебные заведения в основном готовили живописцев, а подготовки мастеров традиционных ремесел не было. Всем известно, что народное искусство требует постоянного пополнения народными мастерами для сохранения и обогащения традиционной культуры. Сейчас, после нескольких лет работы, наших ребят приглашают в высшие учебные заведения для продолжения обучения и даже преподавать ту или иную дисциплину. Действительно, наши мастера-выпускники в принципе могут сами готовить учеников. Но крупного производства национальных изделий в республике нет, желающих шить национальную бурятскую одежду или производить бурятские ножи не так много, большой бизнес вокруг этого не построишь.
Возможно, поэтому в колледже сейчас учатся 380 человек, хотя рассчитан он на 400. Формально можно было бы принять еще больше, но здесь трезво оценивают ситуацию и учитывают специфику деятельности. Ведь, если готовить очень много мастеров национальных ремесел, это, как ни странно, может заметно снизить уникальность направления. Мастеров по обработке бурятских клинков не может быть много по определению, а если начать штамповать их сверх меры, они не смогут трудоустроиться, и придется менять специализацию. Поэтому даже новые профессии здесь вводят, только тщательно изучив потребности рынка. Но оттого и с трудоустройством у выпускников нет проблем, многие организуют частные предприятия. Колледж всегда помогает выпускникам найти работу, пристроить их туда, где они будут приносить больше пользы и трудиться в удовольствие.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте