search
main
0

Нить, соединяющая прошлое и будущее

Помнить, чтобы знать

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становился патриотизм. Именно сегодня возникла острая необходимость на государственном уровне возродить патриотическое воспитание граждан. Многое меняется в жизни человека – и политические режимы, и экономические системы, а Родина остается.

Как мы понимаем слово «патриотизм»? Для меня это любовь к Родине, готовность к защите Отечества – святое для нас чувство, которое корнями уходит в седую даль, оно свойственно всем поколениям нашего народа. Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове «патриотизм» заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел.

XXI век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Но мы, педагоги, должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно-нравственные качества. Это все взаимосвязано.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма, так как ребенок отвечает доверием взрослому, ему присущи подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, вера в безусловность и необходимость соблюдения нравственных норм. Полученные знания, пережитые глубокие эмоции и яркие впечатления детства остаются с человеком на всю жизнь. В младшем школьном возрасте развиваются способности наблюдать, анализировать происходящие события и явления, устанавливать причины и следствия, сравнивать и дифференцировать поведение, обобщать и делать соответствующие выводы, выражать собственное отношение к происходящему, что служит психологической основой реализации патриотического воспитания учащихся на начальной ступени образования.

В нашей школе созданы все условия для реализации программы, направленной на воспитание патриотизма младших школьников.

В школе много лет работает школьный музей декоративно-прикладного искусства. Основным приоритетным направлением музея является патриотическое воспитание на этнокультурных традициях русского народа. В наши дни ребята получают очень мало информации о русской культуре и быте. Поэтому я серьезно задумалась над проблемой приобщения учащихся к истокам русской народной культуры. Современные дети не знают, как жили наши далекие предки, когда не было компьютеров, телевизоров, телефонов и прочих предметов. Знакомство с историей быта русского народа должно происходить в стенах «Русской избы», так называется одна из экспозиций музея. Здесь ребята знакомятся с укладом жизни русского народа, погружаются в мир русского крестьянства. Проходит все это в игровой форме, с элементами театрализации. Русская изба – это особое явление народной культуры. Наполнявшая дом утварь изготовлялась, приобреталась и хранилась столетиями. Все экспонаты музея подлинные, им много лет. Принесли их учителя, родители учащихся, да и просто неравнодушные люди.

Важной в нашем музее, конечно же, можно считать экспозицию, которая посвящена Великой Отечественной войне. Начало военных действий, главные события войны и ее итоги – вот о чем идет речь в музее. Совместно с юными активистами музея было проведено много мероприятий. Это классные часы, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки Мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, просмотр фильмов. В этом году посмотрели фильм о блокадном Ленинграде «Зимнее утро» и фильм «Солдатик» о таких детях, как они. На всех патриотических мероприятиях чтим память славных воинов минутой молчания. Эта акция имеет большое значение в воспитании детей. В День города выезжаем на Дорогомиловскую площадь, чтобы возложить цветы к стеле города-героя Москвы. Ежегодно 3 декабря отмечаем праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами, 5 декабря – день начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой, 27 января – день снятия блокады города Ленинграда и день памяти жертв холокоста, 8 февраля – день памяти юного героя-антифашиста, 9 мая – День Победы. В День памяти и скорби 22 июня зажигаем с учениками свечи в честь 27 миллионов погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и всех павших в боях за Родину.

Актив музея принимает участие и в поисковой работе, и в патронатных акциях. Нашли и организовали встречу с семьей участника Великой Отечественной войны Николая Ивановича Федотова, который работал на Бескудниковском заводе строительных материалов. С фронта он не вернулся, погиб, защищая Белоруссию. Долгое время дети не знали о судьбе своего отца. Маргарита Николаевна Маринич была очень благодарна ребятам, которые собрали материал о ее отце.

Много лет актив музея принимает участие в общегородской мемориально-патронатной акции по благоустройству захоронений защитников Отечества. Ребята взяли на себя шефство над захоронениями на Бабушкинском кладбище. Это захоронения летчиков Героев Советского Союза Александра Михайловича Кучумова, генерал-майора авиации (1923-1988), Алексея Никоновича Гришина, подполковника, летчика (1918-1974), и Героя России Анатолия Васильевича Дорофе­ева, полковника, советского военного деятеля (1920-2000).

Московский городской совет ветеранов часто приглашает наших обучающихся на встречи с интересными людьми, которые проходят в Кремле, в Доме правительства, в Театре Российской армии, в Музее на Поклонной горе. Особенно запомнилась ребятам благотворительная героико-патриотическая акция – презентация серии книг «Маленькие герои большой войны» в Колонном зале Дома союзов.

Также наш музей много лет сотрудничает с Советом ветеранов войны и труда Алтуфьевского района. Встречи с ветеранами всегда интересны, так как им есть что рассказать ребятам. Эти встречи всегда для нас незабываемы. «То, что мы увидели, никогда не должен наш народ видеть, знать, и пережить. Мы для того воевали, чтобы жили под ярким солнцем, под мирным небом, никогда чтобы вы не горевали, не страдали, не голодали» – это слова ветерана, которые он передал нам как наказ.

Все, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки, которые защищали свою страну.

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота», – говорил знаменитый русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин. Россия – государство с огромным историческим опытом, которое независимо от масштабных мировых и внутригосударственных событий не только смогло сохранить свою целостность и независимость, но также внутреннюю сплоченность и единство.

Ольга ЛОМАКИНА, учитель, руководитель музея школы №1370

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте