search
main
0

Нина РУСАКОВА, педагог-психолог лекотеки – детского сада №224: «Учитель» на санскрите – «приносящий свет»

​Первая консультация. Встречаю родителей. Я чувствую, как они волнуются. Они все такие разные: разные судьбы, разные профессии, возраст, характер, одинокие мамы, супружеские пары, но всех их объединяет причина прихода к нам – рождение незрячего ребенка, беспокойство за его будущее, любовь и ответственность за него и наконец надежда, что специалисты помогут и все изменится, что это только страшный сон. Общаясь с ними, я понимаю, как непросто давать советы, потому что знаю: принять ситуацию трудно, ведь сама потеряла зрение.

Начинаю рассказывать о том, что незрячему малышу трудно развиваться самому, его нужно развивать. Понимая, что всякий раз, наблюдая, как развивается ребенок, как с течением времени в нем появляются новые, все более сложные структуры личности, я чувствую удивление, смешанное с благоговением: ведь, по сути,  развивается целая вселенная, причем зачастую вовсе не благодаря, а вопреки внешним обстоятельствам. Для наших детей это справедливо тысячу раз.Когда смотришь на то, как раз за разом ребенок, родившийся недоношенным, пытается совершить действие, для которого у него просто нет физических возможностей, а затем все-таки все получается, понимаешь, какая же могучая жизненная сила двигает человека на его пути. Ведь освоить простейшие действия такому ребенку не проще, чем альпинисту подняться на Эверест.И разве есть у нас столько же упорства при преодолении жизненных трудностей? Как часто мы впадаем в уныние, когда наши проблемы по сравнению с трудностями этого ребенка оказываются гораздо проще. Проходит время, и пустота внутри ребенка заполняется с нашей помощью нужными вещами. Мы можем помочь выбрать правильное направление развития, не упереться в тупик, не исказиться, а когда мы видим успехи ребенка, тогда и приходит чувство осмысленности всего, что ты делал и делаешь.Дети, словно цветы, с неукротимой силой ростка пробиваются сквозь асфальт и бетон жизненных обстоятельств,  когда  же этот цветок все-таки распускается при помощи педагога, то может появиться прекрасная роза,  ведь не зря педагога часто сравнивают с садовником. Нам нужны терпение и внимательность, чтобы потом гордиться трудами своей деятельности. Почему же иногда случается так, что педагога видно издалека по усталому лицу и потухшему взгляду? Откуда берутся холодность и цинизм? Почему педагоги чаще других подвергаются эмоциональному выгоранию? Может быть, в педагогику приходят не те люди, они не на своем месте? Бывает, конечно, и так, но все же чаще дело в другом. Приходит молодой специалист, у него множество идей, он окрылен и креативен. И тут со всего маху натыкается на острые шипы действительности.Во-первых, горы бумажной, нужной, но совсем неинтересной работы. Молодой специалист убеждает себя в том, что не бывает только приятной работы. У него еще много энергии, поэтому к родителям особых детей  он идет с открытой душой, а в эту душу иногда летит метко запущенный камень, ведь не все хотят заниматься со своими детьми и, бывает, сваливают ответственность на специалиста.  Ребенок же лишь часть времени проводит с педагогом, большую часть жизни он подвержен влиянию родителей.Родителей можно разделить на разные категории. Одна из них – творческие и желающие учиться. Такие встретили рождение ребенка с особыми потребностями как сложную, но решаемую задачу, они испытывают шок и проходят через эмоциональные трудности, но не теряют оптимизма, активно используют опыт тех родителей, кто уже с этим справился. Хочется, чтобы этих родителей было большинство, но, к сожалению, их исчезающее меньшинство. Задача педагога сделать  так, чтобы их было немало.Вторая категория – эмоционально напряженные. Они не уверены, что в состоянии справиться с проблемой, испытывают постоянный стресс. Такие родители предъявляют педагогу множество претензий. У них вообще много претензий к жизни как к таковой, им трудно объяснить, что вряд ли удастся изменить ситуацию, приходится  предпринимать множество усилий, чтобы в сложившихся условиях ребенку было хорошо. Третья категория родителей – те, кто не хочет брать на себя никакой ответственности и ничему не хочет учиться. Их позиция: «Вы педагог, вот и воспитывайте моего ребенка, вам за это деньги платят, а  я вообще про него думать не хочу, это слишком тяжело для меня». Требуется настоящее мастерство психотерапевта, чтобы такой родитель не убил в ребенке все, что сделал педагог.Нам нужно из второй и третьей категории перевести родителей в первую. Если это удается, а это иногда получается, то чувствуешь, что одержал очень трудную, но победу. Однако чаще педагога посещает чувство горечи, поскольку он понимает, что взрослого человека изменить невозможно, он может измениться только сам, если захочет, а этого-то и не происходит.Кто-то наращивает дубленую кожу, которая со временем становится непробиваемым панцирем, кто-то сгорает на работе и начинает понемногу испытывать  раздражение, но все же родители не только много берут, они, как и дети, отдают с избытком. Нужно лишь научиться радоваться с ними, удивляться и быть естественным. Тогда мир станет интересным приключением, удивительной загадкой, которую никогда не устанешь разгадывать, где неживое оживает, а живое может стать волшебным.Чем мы жестче, тем больнее ранят нас шипы, но мягкость и творческий порыв позволят нам наслаждаться теплым утром ранней осени по пути на работу, а вечером, сбросив усталость, веселиться в кругу друзей. Слово «учитель» с санскрита переводится как «приносящий свет». Когда вокруг тебя много хмурых лиц и света в них не так уж много, лучше всего улыбнуться: одним хмурым лицом станет меньше.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте