search
main
0

Нина КОПТЮГ, учитель английского языка лицея №130, Новосибирск. Мысли вслух

Слушая как-то выступление психолога, я записала определение: уровень тревожности. Что это означает? Сегодня в школах учатся дети, которые помнят события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, захват заложников на Дубровке, трагедию в школе в Беслане. Давайте представим себе день современного ребенка, подростка. Встали утром, за завтраком смотрят выпуск новостей. Войны, взрывы, теракты, аварии на всех видах транспорта, природные катаклизмы, убийства, громкие судебные процессы. Иногда кажется, что ничего хорошего в мире не происходит. Ученики приходят в школу. По дороге они увидели что-то плохое, их отругали незнакомые люди, с кем-то произошел несчастный случай. Вбегая в класс, дети спешат поделиться с друзьями, с учителем, если он уже здесь. О чем говорят? У одной девочки машина сбила дедушку. Другой ученик отсутствует – поскользнулся, упал, сотрясение мозга. В углу сидит мальчик с отрешенным выражением лица, я знаю, что из семьи ушел отец. Плюс характерное для выпускных классов постоянное напряжение, вызванное как приятным волнением, так и естественным страхом перед окончанием школы. Подростки на пороге самостоятельной жизни, и многих это пугает.

Звенит звонок. Учебный план, тема урока – у меня перед глазами и в голове. Я прекрасно знаю, что надо делать, как готовить детей к выпускному экзамену, который в нашей специализированной школе сдают все. А как быть с тем «багажом», который они ежедневно приносят с собой в класс? Мне расскажут больше, чем многим моим коллегам, чаще попросят совета, потому что у меня есть дети, я пишу статьи и бываю на различных мероприятиях. Значит, и ответственности больше. Увидев в выпуске новостей сюжет о том, как медсестра заклеивала пластырем рты младенцам, я сама сунула таблетку под язык. Вот этой новостью меня и встретили в классе. Нельзя позволить себе просто отмахнуться или заломить руки и закричать: «Какой ужас!» На переменах, слушая школьников, я следую совету Достоевского: «Всегда говорите детям правду». На лицах написано наивное убеждение в том, что я, взрослая, сделаю так, чтобы «все было хорошо». Честно говоря, чаще всего достаточно просто выслушать. Полезно регулярно хвалить детей, повторять слова одобрения. Если подросток делится своей, пусть даже странной, на наш взгляд, мечтой, стоит сказать: «Пробуй, я верю в твои силы». Найдите утром минуту для того, чтобы отыскать в потоке новостей хотя бы один положительный момент. А если такого не оказалось, придумайте, чем хорошим можете поделиться с детьми. «Все плохо, все ужасно», – вздыхает девочка, получившая на предыдущем уроке двойку. Я показываю в окно: снегири прилетели, скачут по снегу, сверкая красным оперением. Все оживляются, бросаются посмотреть. Слушая психолога, я думала о том, что слова «уровень тревожности» применимы и к нам, взрослым. Услышав очередную статистику, я долго не спала: в 2006 году у нас в области девятые классы закончили 35 тысяч детей, а пятые – 22 тысячи. К 2010 году образуется настоящая демографическая яма. Школьники спрашивают: «Вы замечаете, нас становится меньше?» Им от этого неуютно. Мы отличаемся от детей тем, что умеем справляться со своими негативными эмоциями или, по крайней мере, умеем делать вид, что справляемся. Помочь, поддержать, не отвернуться… Что и говорить, наибольшая ответственность в школе ложится на классного руководителя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте