Взрослые люди часто сравнивают переезд на новое место со стихийным бедствием. Для детей переход в новую школу временами кажется катастрофой. Лишившись привычных составляющих нормальной жизни – родного дома, друзей по двору и по классу, знакомых учителей, ребенок чувствует себя потерянным и незащищенным. Детям свойственно воспринимать происходящее глобально: вокруг только чужие или даже враждебно настроенные люди, мир рухнул, ничего хорошего не будет. Часто они замыкаются в себе, либо же ощетиниваются, любую мелочь воспринимают как угрозу, стараются защититься, как умеют. Кто-то грубит соклассникам и всем взрослым, кто-то прогуливает уроки или не делает домашних заданий. Успеваемость зачастую резко понижается, бывший отличник может превратиться в троечника. Репутация складывается мгновенно, победитель олимпиады или конкурса в своей школе может стать «странным», «неспособным» – в чужой. А ведь часто бывает так, что ребенку просто нужно время, участие, поддержка, понимание и терпение.
Можно облегчить переходный период, если взрослые, родители или родитель и учителя, будут работать вместе. Мама будущего третьеклассника, волнуясь, пришла в школу в конце учебного года. Они только что переехали, в предыдущей школе учились отлично. Классная руководительница предлагает ей принести список учебников, которыми до сих пор пользовался ребенок, сравнивает вместе с женщиной учебные планы, объясняет, что желательно сделать. Придется завести новые учебники по русскому языку и математике, по иностранному языку. Посмотрев на взволнованное лицо собеседницы, успокаивает: «У вас все в порядке, просто мы учимся по другому циклу, материал тот же, но способы подачи другие. Возьмите у нас в библиотеке учебники за второй класс, пусть ребенок летом просто почитает, привыкнет к новой для него системе». Затем она проверяет, кто будет вести иностранный язык, и предлагает устроить тестирование с нужным учителем. Если все в порядке, волноваться не о чем. Если есть расхождения в программах, учитель-предметник предложит консультации, поможет подготовиться к новому учебному году. Уточнив адрес новичков, классная руководительница смотрит в конец журнала, выясняет, кто живет рядом, предлагает познакомиться с другой семьей. За лето дети могут сдружиться, и тогда новенький не будет чувствовать себя в классе одиноко.
Если школу приходится менять в середине года или если речь идет о старшеклассниках, проблемы автоматически множатся. Больше расхождений в программах и учебных планах, в объеме материала, различается школьный компонент. Здесь также многое можно сделать при условии, что будет разработан план работы и взрослые будут трудиться сообща. Классный руководитель встречается с родителями и новым учеником, выясняет, что было в предыдущей школе, что нужно сделать на новом месте. Полезно провести тестирование по основным предметам, наметить наиболее эффективные пути решения возможных проблем, установить четкие сроки. Почти каждый раз, когда мне приходили новички из других школ, я сталкивалась с одной и той же ситуацией. После первого урока дети подходили ко мне, иногда глотая слезы: «А наша учительница английского языка с нами никогда на уроке по-английски не разговаривала, я ничего не понял!» Благодаря этому я знаю, почему у нас в стране все в школе изучают иностранный язык, но мало кто, кончая школу, умеет на нем говорить. Знаю, если есть желание, проблема решается в течение полугодия, без всяких репетиторов.
Ничего из вышесказанного не прописано в законах и инструкциях. Полагаться тут можно только на опыт классного руководителя, доброту, понимание, терпение да желание помочь.
Новосибирск
Комментарии