Столь неожиданное высказывание прозвучало на Фрадковских педагогических чтениях, на которые вот уже в пятый раз приехали в Петрозаводск молодые учителя республики. На сей раз их было 75.
В истории педагогики многие ответы на вопросы, волнующие начинающих учителей, уже получены. Об этом говорила, открывая чтения ректор Института повышения квалификации работников образования Людмила Ковру. В ряд великих педагогов, таких как Сухомлинский и Корчак, она поставила карельского педагога Исаака Фрадкова, который создавал в начале 60-х (!) классы программистов, открывал первые в Карелии учебно-производственные комбинаты, Республиканскую школу-клуб для одаренных детей, был автором многих других начинаний, опередивших время. Его идеи мы теперь встречаем в президентской программе «Наша новая школа».
Алла Нестеренко, кандидат педагогических наук, на чтениях так легко говорила об образовательных стандартах, мысль о которых сейчас нервирует полстраны, что они казались не страшными, а интригующе интересными. Вот тогда и прозвучала ее фраза:
– Никто сегодня не знает, как надо. И это хорошо!
Она пояснила: учитель в ситуации постоянных преобразований обязан стать более свободным, иначе по готовым разработкам не сможет воспитать творческую личность. Такую свободу в рамках новых стандартов получить возможно, на что надеются и молодые учителя. Недостатка в идеях у них нет. Это было заметно на секции «Гуманитарное образование в школе».
В стране разгул коррупции? Учитель истории и обществознания Державинского лицея Анастасия Сушкова через программу формирования антикоррупционного мышления прививает своим десятиклассникам … антивирус коррупции.
Люди не могут нормально дискутировать? Яна Алексеева, учитель истории и обществознания Университетского лицея, проводит дискуссионный клуб. Темы не для развлечения: «Война: за что мы воевали?», «Как меня воспитывают мои родители и как бы я воспитывал своих детей». Причем в роли ведущего может себя попробовать каждый. Выработаны правила ведения дискуссии, которым не мешало бы поучиться многим завзятым спорщикам, особенно в Интернете.
Дети не хотят читать классику? Юлия Гаврилова из Спасогубской школы проводит интегрированный урок по «Ромео и Джульетте», на котором дети пробуют переводить с английского фрагменты трагедии Шекспира, а потом сравнивают с литературным переводом. Галина Никишина, учитель русского языка и литературы Державинского лицея, устраивает театрализованные уроки. Благодаря им дети начинают читать программные вещи внимательно. Любимые произведения у ее учеников – «Преступление и наказание» и «Война и мир». У некоторых участников секции гуманитариев это вызвало искреннее изумление, им в свое время с учителем литературы явно не повезло.
Дети не знают историю? Учитель истории Державинского лицея Максим Иванов предлагает альтернативный подход к изучению истории. Он убежден, что историю надо изучать через человека, культуру, быт. Знать, почему Малевич написал черный квадрат, по его мнению, важнее, чем помнить, сколько людей участвовало в первой мировой войне. Он надеется, что благодаря новому стандарту у учителя появится свободная часть, возможность реагировать на реалии дня.
Обо всем интересном, что было на Фрадковских чтениях, рассказать просто невозможно. Общим было одно: вместо того, чтобы стенать о погибели всего и вся (что мы так любим делать), молодые учителя под руководством старших коллег вместе думали о будущем. Хорошо, чтобы этого запала им хватило надолго и чтобы власть понимала: исчерпаема даже энергия молодости, если ее не подпитывать.
Фото автора
Комментарии