search
main
0

Николкины перемены. Непридуманная история

В один из летних дней, возвращаясь из магазина, я встретила молодую женщину Веру. Мы поздоровались и, как водится, разговорились о житье-бытье. Вера поделилась своей бедой – младшего Николку не берут в первый класс. «На комиссии в районе одна тетка с комелем на голове предложила отдать семилетнего сына в интернат, мол, недоразвитый он, – сказав это, Вера заплакала. – Когда мне его развивать? Я целый день на ферме, отец – в поле. Позанимайтесь с ним. Он не такой, как та тетка сказала. Вон в саду говорят, он толковый, только шустрый, ни минуты не может сидеть на месте». Я не знала, что ответить. Давно не работаю в школе, на пенсии. А подготовить ребенка в первый класс – это так ответственно! К тому же слышала Николкину речь. Половину понять невозможно. «Не знаю, – неуверенно сказала я. – Нужны специальные учебники. Ему же с логопедом надо заниматься». «Это сложно, – возразила Вера. – В садике его нет, а в райцентр за 20 километров кто его возить будет? Я ему всяких альбомов накупила и фломастеров. Все исчеркал, рисует свои каля-маля. Ему бы на велике гонять да в футбол играть».

За разговорами мы и не заметили, как  дошли до их дома. «Вон, смотрите, лупит по стене  дома, того и гляди в окно попадет. Иди-ка  сюда, футболист», –  позвала она сына. Продолжая пинать ногой мяч, малыш подбежал к нам. Его раскрасневшееся личико с огромными голубыми  глазами  доверчиво смотрело на нас.  Мать, нагнувшись, стала оттирать чумазое лицо сынишки: «Ну что о тебе Татьяна Ивановна подумает?»  Николка  оттолкнул руку матери: «Ничего не подумает. Футболисты все чумазые, потому что  часто на землю шлепаются. Мяч-то  по земле катится, а не по небу летает, как самолет». Рассуждал  малыш с таким серьезным лицом, что становился похожим на деревенского деда Павла, который любил поговорить   о мировом порядке вещей.  Мы с Верой рассмеялись.  «Зря не берут его  в школу. Смотри, как он логично рассуждает, – заметила я. -Николка, а что еще по небу летает?»  Он, почесав затылок, стал перечислять: «Птицы, еще мухи летают. А недавно видел, как петух бежал, бежал, а потом  на калитку взлетел».  «А ты в школу хочешь?» – спросила я. Он как-то сразу погрустнел, махнул рукой и пошел к  дому, забыв даже про мяч. «Переживает, – глядя ему вслед, сказала мать. – Всех   дружков-погодков взяли, а он вот остался».   Она с мольбой подняла глаза: «Может, подучите его? Что ему, бедолаге,  теперь  до армии в детский сад ходить? А в  интернат я его никогда не отдам. Пусть уж лучше дома сидит».  Отказать я не смогла: «Ну что ж,  попробуем. Только обещать ничего не буду. Со следующей  недели  пусть приходит». Но планам  не суждено было сбыться. Я неожиданно заболела и попала в больницу, пролежав  там почти месяц.  После больницы было не до занятий.  Наступила зима. Иду как-то по улице и чувствую,  кто-то в меня снежком бросил. Оглянулась  – Николка. «Ты за что  меня так?» – спросила  его. «А вы  не занимаетесь со мной, – с обидой в голосе ответил тот. – Мне мамка  книжки купила, альбом и фломастеры. Сказала,  для занятий». Он  вдруг резко развернулся и побежал к дому. Не успела я сделать несколько шагов,  как мальчик, запыхавшись, догнал меня: «Вот  сколько всего есть!»   Он обхватил руками, чтобы не уронить, книги, альбомы, фломастеры. Ну как  я могла  сказать нет?  Сначала все  шло   трудно. Усидчивости ученику хватало максимум на 10 минут, потом начинал вертеться, болтать ногами, разрисовывать руки и лицо фломастерами. Я ставила будильник, показывала на стрелки и объясняла, через сколько минут  перемена. Скоро  мой подопечный стал понимать время.  А перемены  у нас были разные.  Была  сладкая,  на которой пили  чай.  На спортивной  одевались и выходили на улицу.  Еще была перемена тихая. Я сажала своего подопечного на диван и включала магнитофон с детскими песенками, сказками, которые остались от моего сына. Потом, когда он стал более усидчивым, я начала ставить  «Детский альбом» Чайковского, правда, на 10-15 минут, на большее  его  не хватало.  С помощью буквенных кубиков мы строили крепости и составляли слова. Если слово получалось, то крепость стояла, если  нет, то считалось,  что неприятель ее разрушил. Это  огорчало моего ученика. Как оказалось, Николка был не только шустрым,  а еще  и необыкновенно  самолюбивым.  Любил, когда  его хвалили. Я старалась делать это часто, даже если результат был почти не виден. Радовало, что  Николка был ребенком доброты немереной. Однажды он пришел и, хитро улыбаясь,  сказал, как всегда, не выговаривая трудный звук: «Татьяна Ивановна, я вам подалок принес.  Иду дволом, а кулочка  в гнезде кудахчет,  яичко снесла. Вот  плинес, только по дологе с голки скатился, и вот…»  Из кармана незадачливый даритель   достал слипшуюся скорлупу. А потом, уже по весне, мой ученик  пришел  на занятия, что-то бережно держа в шапке. «Что это?» – спросила я. «Не  что, а кто! Вы же сами учили, что все живое отвечает на вопрос «кто?».  Он раскрыл шапку, и на столе оказался  желтый пушистый цыпленок. Нахмурив бровки по-взрослому, Николка объяснил: «Вырастет, будет вам нести  яйца». «Вот что, Николка, неси-ка   цыпленка к его маме,  и пусть он растет, а как станет курицей,  тогда посмотрим», – сказала я. И тут я увидела, как его громадные глаза наполнились слезами. Я прижала  мальчика  к себе. Он как-то сразу затих и сам превратился в маленького цыпленка. Было слышно, как бьется его  доброе сердечко: «Ладно, пусть  подрастет,  потом  принесу».Весна подходила к концу.   Читать Николка  научился, правда, по слогам,  счет до десяти освоил. Окрепли и его пальчики,  он уже умел рисовать по контуру, а не каля-маля, как раньше. Но вот с речью оставались проблемы. Учили мы  пословицы и поговорки, но многие звуки не давались. Но мы с Верой договорились,  как только она пойдет в отпуск,  будет ездить с сыном  в райцентр к логопеду.Летом Николка  научился кататься на двухколесном велосипеде  и каждый раз, проезжая мимо моего дома на пруд, во всю мочь орал: «Здравствуйте, Татьяна Ивановна!» В августе районная комиссия дала моему ученику направление в первый  класс, и никто его недоумком уже не называл.  Хвалили его родителей и ставили другим в пример.​Татьяна БАДАНОВА,  д. Хмельники,  Родниковский район, Ивановская  область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте