Патриотическое воспитание школьников по моему восприятию педагогической деятельности всегда являлось обязательной частью образовательного процесса в школах Мордовии. Говорю об этом уверенно, поскольку три десятка лет проработал учителем.
Я знаю многих моих коллег “по цеху”, общаюсь с ними и вижу, как они относятся к своей педагогической деятельности. С любовью и ответственностью.
Работа по патриотическому воспитанию проводится давно и целенаправленно. Поэтому когда “наверху” принимаются какие-то решения, связанные с необходимостью проведения специального урока или мероприятия к важной дате, а мы его уже провели, запланировав ранее, то возникают вопросы. Проводить по рекомендуемому плану новое мероприятие ради того, чтобы отчитаться? Оставить всё так, как есть? Или сообщить, будто провели рекомендованное в нужную дату и по данным рекомендациям?
Считаю, что образование и воспитание – неразрывно связанные составляющие одного процесса. Процесса формирования личности. Так меня учили мои учителя в родном селе Аксёл. А они знали в жизни толк, подняв сельскую школу с её приусадебным участком на рубеже 50-60-х годов до участия в экспозиции ВДНХ в Москве! Так учили меня мои родители – отец-фронтовик, списанный с фронта по инвалидности на работу учителем истории в далеком 1945-м, и моя мама, ставшая в 1943-м учительницей начальных классов в 18-летнем возрасте. Их нет уже давно. А ученики до сих пор вспоминают родителей только самыми добрыми словами.
Когда я сам стал работать в школе нашего небольшого райцентра, то решил, что просто обязан передать любовь к родной земле, к истории страны своим воспитанникам. Аналогично работают мои коллеги – большинство из которых имеют за плечами солидный стаж. Мы понимаем друг друга. Мы видим, что наша ненавязчивая работа по патриотическому воспитанию даёт плоды без всяких указаний сверху.
Приятно, когда встречаешь на улице бывших выпускников, которые вернулись со службы в армии и слышишь об их успехах. А бывает и так, что останавливаются офицеры Вооруженных Сил, прибывшие в отпуск на Родину, и тоже говорят теплые слова учителям, за которыми кроется искренняя благодарность. Понимаешь, что работа учителей была не напрасна. Уроки, вечера, встречи, соревнования, беседы, экскурсии оставили глубокий след в душе выпускников. Труд выпускников во благо страны является частью работы всего коллектива небольшой школы, в которой сегодня всего-то 300 с небольшим учеников.
Последние инициативы президента [внесение в Госдуму поправок к закону об образовании, уточняющих понятие “воспитание”] меня, с одной стороны, порадовали. Вижу в них очередной шаг к формированию национальной идеи, которая могла бы объединить многонациональное население России. С другой – сложно делать это сегодня, в условиях сформировавшегося общества потребления, в котором работают такие правила, как “кто богаче, тот и правит балом”, “помоги себе сам”.
Однажды школьница сказала фразу, которая мне запомнилась: “Родину я люблю, но я не люблю начальство”. Она объяснила сказанное тем, что “начальство” живет жизнью далекой от народа. В последнее время часто приходиться сталкиваться с таким мировосприятием бытия молодыми (и не только) людьми. Для них патриотизм – любовь к родине, но не к власти. Нередко в кино показывают служителей закона, которые сами этот закон нарушают. Школьники видят на экране “красивую жизнь” воров и маргиналов, живущих по понятиям, узнают из новостей о коррупции и взяточничестве. В Интернете нередко возникают волны озлобленности пользователей состоянием дел, явственно ощущаются усилия власти, которая пытается удержать баланс между довольными жизнью и обиженными. В таких случаях трудновато в школе говорить о патриотизме, поскольку слова учителя расходятся с той действительностью, которую дети наблюдают за окном. Мне кажется, возникновение инициативы внесения в законодательство требований о патриотическом воспитании связано с нарастанием недовольства молодежи состоянием дел в стране.
В чем вижу риски регламентации патриотической работы? Опасаюсь, что школьная молодежь устанет от обязательных мероприятий для отчетности, которые могут лавиной обрушиться на их головы. Не удивлюсь, если и учителя быстро устанут от очередных инициатив верхов, поскольку придется помимо основных школьных дел выполнять срочные и обязательные требования в полном объеме. Если вовремя предоставленная отчетность станет одним из показателей работы школы, это может привести к припискам и дискредитации самой идеи формирования патриотизма. Одна из причин – элементарная нехватка кадров, средств и даже сил для проведения в полном объеме мероприятий! Ведь чиновники, которые разрабатывают планов громадьё не всегда анализируют механизмы и средства подготовки событий, а также физические, умственные и технические затраты.
Бюрократизация процесса патриотического воспитания и стремление воспитать как можно больше и лучше меня и страшит. Если дети увидят, что учитель работает под нажимом, выполняя указания ради отчетов и цифр, то сразу почувствуют обман, и тогда в дураках окажутся все взрослые. А крайними и виноватыми будем мы – учителя, которые смотрят в глаза детям, каждый день проживающие одной школьной жизнью с Васями, Петями, Настями, Маринами…
Вот такие противоречивые чувства вызвали у меня предстоящие требования, которые будут готовы к новому учебному году. В советские времена, да и в царские тоже, образование и воспитание были неразрывным процессом. Странно, что теперь возникла необходимость вносить поправки и дополнения в закон именно по этому поводу.
Я бы реанимировал идеи великого Василия Сухомлинского, автора педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, и сделал их моральным кодексом учителя и воспитателя в современной школе. Как-то подзабылись в последнее время за потоком стремительно растущих инноваций и научными обоснованиями реформирования системы образования его мысли, доступные и понятные как учителю, так и ученику. На мой взгляд, он придумал тот самый велосипед, на котором можно преодолевать любые расстояния в школьном образовании, оставляя после себя полезные дела, добрые поступки и искренность в отношениях между учителем и учеником – главными участниками образовательного процесса.
Об авторе:
Николай Федорович Половинкин – учитель истории, обществознания и ОБЖ Темниковской СОШ №1 (Республика Мордовия), победитель республиканского конкурса “Учитель года”-1999, ветеран труда.
Фото из личного архива автора
Комментарии