Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, член Центрального штаба ОНФ:
- Поправки президента нормативно закрепляют многие практики, которые уже сложились в системе образования, и акцентируют внимание на тех задачах, которые мы, к сожалению, еще не смогли решить. Только 57% школьников от 13 до 18 лет, опрошенных в 2018 году ОНФ и фондом «Национальные ресурсы образования» в 85 регионах страны, отмечают, что школа положительно повлияла на их отношение к своему и чужому труду, 54% - на желание заботиться об экологической обстановке в стране и мире, 50% - на отношение к стране. Всего 39% ребят чувствуют, что школа смогла улучшить их самооценку, отношение к себе, своим способностям.
Рабочие программы воспитания не должны превращаться в формальность для отчетов в вышестоящие инстанции. Они должны быть живыми, прозрачными и понятными, поэтому в их разработке будут принимать участие родители и сами школьники. Программы могут включать участие родителей и социальных партнеров школы в самых различных формах воспитательной работы: играх, тренингах, беседах, личных консультациях, а могут содержать форматы, полностью придуманные детьми.
Особое внимание следует обратить на проработку программ для профессиональных образовательных организаций. Многие ребята идут получать первую профессию после девятого класса. Для ребенка это очень сложный период. Педагоги же часто считают, что к ним приходят уже не школьники, а студенты, способные сами организовать и воспитать себя без посторонней помощи. Новые поправки помогут руководителям организаций СПО и их заместителям выстроить работу таким образом, чтобы каждый ребенок получил необходимую помощь в период взросления.

Наталья КАРМАЗИНА, первый заместитель министра образования Карелии:
- Подходить к реализации функции воспитания необходимо вдумчиво, с учетом возрастных особенностей ребенка, его интересов. Формализм здесь недопустим. Написать программу, составить план воспитательной работы - это не залог успеха. Необходимо в школе создать такую среду, чтобы дети в мероприятиях не просто участвовали, а проживали их. Огромную роль в создании таких условий играет классный руководитель, который нередко становится настоящим проводником между добром и злом. И школа просто обязана ответственно подходить к назначению классных, как их называют дети.

Наталья НИКИФОРОВА, директор школы №5 Магнитогорска, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2009:
- Сегодня в состав основной образовательной программы любой школы входит программа воспитания, причем патриотизм и гражданственность обозначены как базовые национальные ценности российского общества. Прежде чем разрабатывать новые программы, имеет смысл проанализировать, где и почему не работают имеющиеся. Иначе мы получим очередные формальные документы.
Хотим укрепить воспитательную функцию школы - надо подумать о специалистах, которые будут этим заниматься. Сомневаюсь, что классный руководитель, имея 1,5 ставки учебной нагрузки (а то и более), сможет достаточно времени уделять реализации программы воспитания.

Светлана СПИЦИНА, учитель истории и обществознания школы №81 Воронежа, победитель конкурса «Учитель года»-2013 Воронежской области:
- Конечно, это хорошо, что на государственном уровне вновь заговорили на тему патриотического воспитания молодежи. Это подчеркивает важность вопроса. С другой стороны, в школах этому уже уделяется достаточно внимания, во всяком случае в нашей. Все необходимые программы есть, но многое зависит от того, кто их реализует. Если взрослый человек - учитель, наставник, воспитатель - сам преклоняется перед подвигом наших отцов и дедов во время Великой Отечественной войны, то он передаст это и своим ученикам. Мы проводим встречи с ветеранами, правда, сегодня это больше ветераны войн в Афганистане и Чечне, но все равно ребятам это интересно и важно - поговорить с героями, задать им свои вопросы. Живое общение всегда играло большую роль в воспитательной работе. Приглашаем на встречи наших выпускников, поступивших в военные училища.
Я опасаюсь одного: чтобы очередные нововведения не обернулись увеличением количества отчетов, когда учитель обязан составить рапорт о проделанной работе да еще и фотографии к нему приложить. Это может свести на нет все наши старания по патриотическому воспитанию.

Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края, учредитель Академии родительского образования:
- Семья - одна из главных ценностей человека, его духовная родина. Именно поэтому центром воспитательной работы в школе должна стать семья. Ежемесячные классные часы формируют шкалу семейных ценностей у детей, а на регулярных встречах любящих родителей корректируется родительская позиция. Почему это важно? Как свидетельствует статистика, дети на 90‑95% повторяют образ жизни родителей. Хотим избавиться от бездуховности и безнравственности в обществе - учить родительству надо одновременно и детей, и родителей.

Маргарита ЛИХАЧЕВА, учитель русского языка и литературы школы №14 Великого Новгорода, победитель областного конкурса «Самый классный классный»:
- В СССР существовала система преемственного воспитания октябрят, пионеров и комсомольцев. Если отбросить политическую составляющую, в ней было немало полезного. Что теперь может стать основой воспитания? На что опираться классным руководителям? Я считаю, на патриотизм и гуманистические ценности. Два года назад мой класс стал первым в Новгородской области учебным коллективом, полностью вступившим в ряды Юнармии. С 2016 года мои ученики составляют ядро самого молодого отряда новгородской областной поисковой экспедиции «Долина». При этом наш школьный отряд «Поиск», которым я руковожу, существует уже десять лет. За эти годы ребята подняли из новгородской земли останки десятков погибших бойцов, передали военным музеям множество экспонатов. Уже более десяти лет все мои классы являются шефами одного из новгородских приютов. Патриотизм и гуманистические ценности сочетает в себе моя авторская программа «У древних стен, у Ильмень-озера». Я работаю по ней с учениками 5‑9‑х классов с 1996 года. Через факультативные занятия исследуются культурно-исторические ценности новгородской земли. Обучение строится не на основе учебника, а с помощью специально отобранных наглядных пособий и текстов, экскурсий.