search
main
0

Николай Половинкин, Мордовия: Новые требования Роспотребнадзора. Справится ли школа?

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ утверждены особые санитарно-эпидемиологические требования для школ, детсадов и лагерей в условиях распространения коронавируса. Выполнимы ли требования в условиях обычных школ в регионах?

Николай Половинкин

Уже известно, что новые правила будут действовать до 1 января 2021 года. К основным требованиям относятся термометрия детей и взрослых и изоляция тех, у кого есть признаки ОРВИ, а также максимальное разобщение детей из разных групп, классов, отрядов. Об этом уже сообщала “Учительская газета”. Ничего, кроме недоумения и еще больших вопросов эти предложения и у меня не вызывают. Уточню, с чем это связано.

Почему большинство детей начинает летом скучать по школе? Школа для ребенка – это не только учебный процесс. Это место, куда он приходит для того, чтобы общаться со своими сверстниками – одноклассниками, друзьями, знакомыми. Поэтому большинство ждёт интересных мероприятий, шумных перемен, конкурсов.

Дистант, начавшийся после весенних каникул, сломал весь этот процесс. Выпускные классы стали готовиться к экзаменам, учителя с раннего утра до поздней ночи проводили занятия, готовили уроки, проверяли домашние задания. Многие дети, пользуясь отсутствием компьютера и медленным Интернетом, просто вышли из учебного процесса. Помешало ли это их общению? Не совсем. Они так же встречались вечером, а иногда, пользуясь отсутствием контроля со стороны родителей, и днём. С началом каникул в малые города и сёла хлынул поток детей из больших городов, они играют на улице со своими старыми или новыми приятелями.

Предлагаемые новые ограничения создают несколько проблем в организации работы школы. Вряд ли уместно “чесать под одну гребенку” всех. В одних школах – тысячи учеников, в других – менее ста. Ситуация с коронавирусом, если верить статистике, тоже разная. К чему же тогда это “максимальное разобщение детей”? Как рассадить на расстоянии социальной дистанции 30 человек в учебном кабинете, в котором нет такой возможности? Разделить класс на две части? А где взять учителя, который будет вести урок? Учебная нагрузка предметника предполагает проведение уроков в разных классах. Параллельно или, может, сделать расписание-клон во вторую смену? А как расположить начало уроков в разное время, чтобы не допускать скопления ребят в коридорах? В начальной школе это сделать можно, там детей учит один педагог. Хотя есть учителя иностранного языка, учитель музыки, физрук, у которых идет преподавание и в старшем звене. Перевести школу на двухсменный режим? Работать круглосуточно? А нехватка педагогических кадров?

Кабинетная система давно зарекомендовала себя с положительной стороны. Каждый учитель накопил для организации своих занятий материально-практическую базу, которая помогает ему качественно проводить урок. Он – в своей тарелке, использует свою аппаратуру, за которую отвечает. Теперь придётся менять учебные классы? Потерпим, конечно, не привыкать. Пострадает ли преподавание при этом? Предположу, что да. Хотя в ответ рискну услышать: “Хорошему учителю ничто не может помешать проводить качественные уроки”.

Сколько детей, работников школы во время учебного года приходят с признаками ОРВИ! А учителя так часто уходят на больничный? Разве не терпим до последнего, надеясь на божественную силу современных таблеток, отлеживаясь в выходные? А многие родители, спеша на работу, тоже не всегда оставляют дома ребенка, шмыгающего носом – в школе он под присмотром.

Читаешь про эти указания и думаешь – те, кто принимает подобные решения либо смутно представляют организацию функционирования школы, либо в силу своих должностных обязанностей перекладывают ответственность на чужие плечи. Школа превращается в некий лагерь для временного пребывания обучающихся, в котором учитель выполняет функции тьютора-надсмотрщика.

Требования, которые доведены до школ в преддверии нового учебного года, на мой взгляд, трудновыполнимы. Будут ли они работать? Административный нажим и контроль заставит руководство школ внести коррективы в организацию деятельности своего учебного заведения. Всех убедят в целесообразности решений – как всегда. Нарушит ли это нормальную работу школы? Конечно, да. Решит ли это главную задачу, ради которой такие ограничения вводятся? Скорее, нет. Дети будут общаться за пределами школы, выйдя из-под контроля учителей. Будут собираться на иные, не школьные, мероприятия. Начнётся период охлаждения отношений с учителями, а школа будет превращаться в место, из которого хочется бежать. Предположу, что классные руководители переведут свою работу в онлайн: “Спой, Маша, песню про войну и выложи на страничку”. Надо же работу показывать – воспитательную. А у санитарного надзора работа другая – профилактическая. У нас разная работа!

Об авторе:

Николай Федорович Половинкин – учитель истории, обществознания и ОБЖ Темниковской СОШ №1 (Республика Мордовия), победитель республиканского конкурса “Учитель года”-1999, ветеран труда.

Фото из личного архива автора

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте