Недавно встретил в сети данные: только 20% учителей имеют электронную почту. Как относиться к этой цифре? Хорошо это или плохо? Чем больше размышлял, тем очевиднее становилось, что при всей кажущейся ясности однозначного ответа дать нельзя.
Информационное пространство, в котором мы живём, имеет очень своеобразный характер. С одной стороны, есть доступ к огромному массиву данных. С другой — этот массив плохо структурирован и очень субъективно создаётся и организуется.
На сегодняшний день человек уже неплохо изучил окружающий мир, но современные научные открытия чаще всего непонятны подавляющему большинству людей в силу их сложности и недоступности для обыденного восприятия. Однако потребность человека в познании неистребима, ведь именно это отличает нас от других животных. И что же мы сегодня познаём? Мир или отношение к миру? Пожалуй, всё-таки, второе. А как? С помощью каких инструментов? Путём погружения в «информационный космос» – современное медиапространство.
Подача информации превратилась в очень энергичную сферу бизнеса. Третья информационная революция — компьютеризация (первая — появление письменности, вторая — изобретения книгопечатания) превратила человечество в создателей и потребителей контента. Теоретически каждый сегодня может быть писателем, оператором, журналистом, режиссёром, издателем и т.д. Интернет позволяет. Но так ли это в реальности?
По данным статистики за 2013 год, объёмы продаж «умной» техники выглядят следующим образом:
– настольные ПК и ноутбуки — 17%;
– планшеты — 14%;
– смартфоны — около 69%.
Таким образом, мобильные смартфоны и планшеты имеют 83% рынка, но ведь это техника, которая слабо «заточена» под создание контента, в силу как раз своей мобильности! Что делает пользователь с помощью этих средств? Короткие комментарии (в лучшем случае), сообщения в формате СМС, публикация фото. А в основном, человек с помощью этих гаджетов потребляет контент!
Следовательно, утверждение, что всякий сегодня в интернете «и швец, и жнец, и …» – это мифология, далёкая от реальности. А реальность состоит в том, что медиапространство, являющееся сегодня основным источником познания, — это поле деятельности производителей-профессионалов, ведущих потребителя в нужных им направлениях. Насколько эти направления позитивны, конструктивны? Особенно для детей, которые являются чистым листом? Защитного информационного иммунитета у них нет, его ещё сформировать нужно. Но школа этим не очень и занимается. Вопросы медиаобразования (медиаобразование — изучение того, как работают средства массовой коммуникации), которые обсуждаются в мире, да и у нас в стране, уже несколько десятков лет, висят даже не в воздухе, а в вакууме.
Вот и летят наши детки (да и взрослые, кстати, тоже) в «медиакосмосе» без руля и ветрил. Куда их несёт? А туда, куда профессиональные создатели информационного пространства направляют течения и ветра.
И, возможно, учитель, не имеющий электронной почты, способен стать спасительной мелью, на которой способен задержаться бешено мчащийся, почти неуправляемый корабль ученика. Может быть, этот учитель сумеет показать ребёнку и другое пространство? Пространство личного общения, а не СМС; живых чувств, а не безликих смайликов; дышащую природу, а не её мёртвое отражение в инстаграме.
Об авторе
Николай Марухин, учитель истории и обществознания Малаховской средней школы Алтайского края, учитель года Алтая -1999, Почётный работник образования, обладатель благодарности Президента РФ, Ветеран труда Алтайского края, обладатель золотого знака «Общественное признание»
Комментарии