search
main
0

Николай МАЛОФЕЕВ, директор Института коррекционной педагогики РАО: Наше достижение – раннее вмешательство и ранняя помощь детям с ОВЗ

В центре внимания в России – дети раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это дети-инвалиды и дети от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Программы по раннему вмешательству, ранней диагностике и ранней помощи – надежный способ гарантировать права детей с ограниченными возможностями здоровья с первых лет их жизни. На протяжении последнего десятилетия в нашей стране активно развивается сеть служб ранней помощи, тем не менее число детей с проблемами здоровья среди новорожденных в Российской Федерации достигает 74%, из них дети с нервно-психическими нарушениями в развитии составляют 67%, увеличивается число детей-инвалидов в возрасте до 3 лет, в общей структуре инвалидности они составляют 35,5%.Максимально раннее начало комплексной психолого-медико-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, – фактор оптимизации образовательных возможностей и социально-экономических перспектив ребенка, шаг к совершенствованию практики защиты прав ребенка и прав инвалидов и качественному улучшению их положения в обществе.Забота о детях с ограниченными возможностями здоровья находится в списке приоритетов социальной политики правительства нашей страны. В 1999 году на базе Института коррекционной педагогики РАО было создано федеральное государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Минобразования России. За минувшие годы государственная система раннего выявления и ранней комплексной помощи стала реальностью. Получены верифицированные данные о том, что можно добиваться качественно иного уровня психического развития малышей, значительно более эффективной коррекции уже имеющихся и предупреждения дальнейших нарушений психического развития вторичной природы, интегрировать таких детей в общеобразовательную среду на более ранних этапах возрастного развития и сокращать количество школьников, нуждающихся в специальном образовании. Проводится системная работа по созданию, нормативно-методическому обеспечению и мониторингу деятельности региональных служб и центров ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Из сотен детей, получивших помощь в нашем Центре ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии Минобрнауки России, была девочка, которая родилась недоношенной, на 28-й неделе, с весом 1 кг 280 г. У младенца была диагностирована ретинопатия первой стадии, через несколько дней после выписки из отделения выхаживания недоношенных состояние зрения резко ухудшилось. На протяжении первых полутора лет жизни ребенок перенес шесть операций, и все же сохранить зрение не удалось. В институт мама ребенка обратилась за консультацией, когда девочке было восемь с половиной месяцев, на момент съемки ей исполнилось три года. Видеофрагменты позволяют увидеть, как девочка осваивает горку в службе ранней помощи, хорошо принимает инструкцию, доверяет педагогу, легко и быстро осваивает непростое для нее препятствие. Мама же на протяжении и этого, и прочих занятий овладевает приемами обучения собственного ребенка. Благодаря совместным усилиям специалистов и родителей девочка быстро освоила все этапы игровой деятельности (от предметно-практической до сюжетно-ролевой), прошла начальную подготовку по освоению пространства дома, двора, улицы. В четыре года родители научили дочь кататься на лыжах, в пять лет – на роликовых коньках, работать с тростью. Девочка успешно освоила начальный этап чтения по Брайлю. В настоящее время девочка учится в школе для детей с нарушением зрения, но я уверен, что вскоре она сможет перейти в школу общеобразовательную, своевременно – в раннем возрасте – начатая работа обеспечила такую возможность.Сегодня те или иные модели служб действуют в большинстве субъектов Российской Федерации. Практика показала, что на местах они могут возникать либо в контексте реализации региональных программ развития образования, либо благодаря совместным инициативам специалистов и родительских организаций. Пионером в деле организации региональных программ, включающих создание сети служб ранней помощи детям, выступила Москва. Другой вектор создания служб ранней помощи обеспечила активность специалистов и родительских организаций. В Москве открыты центры и службы ранней помощи. На базе дошкольных (общего типа и специальных) образовательных учреждений, С(К)ОШ или учреждений реабилитационного профиля создаются специализированные подразделения, осуществляющие работу по выявлению проблемных детей среди новорожденных, а также детей младенческого и раннего возрастов, проживающих на обслуживаемой данным учреждением территории.Российское образование лиц с ограниченными возможностями здоровья находится на этапе модернизации, создание системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушений в развитии ребенка – базовое направление модернизации специального образования. Стратегия модернизации также предусматривает обеспечение дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья условий интегрированного обучения, инклюзии. Первоочередные меры в секторе «ранняя помощь» – это:    совершенствование нормативно-правовой базы в целях гарантии ребенку с ограниченными возможностями здоровья права посещать специальные или обычные дошкольные учреждения;    создание условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогической помощи в дошкольных образовательных учреждениях, максимально приближенных к месту их жительства;    развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья;    подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов для работы с детьми раннего возраста (до 3 лет) с ограниченными возможностями здоровья;    формирование в обществе, в том числе у педагогов и родителей, нормально развивающихся детей, толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интеграции и инклюзии;    развитие взаимодействия межу ведомствами, органами государственной власти и местного самоуправления с негосударственными структурами, в том числе с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;    обучение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья методам их воспитания, обучения и реабилитации – организация «родительского всеобуча».Ранняя помощь позволяет предупреждать возникновение вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, обеспечивает максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребенка. Отдаленные результаты работы, которую на протяжении многих лет ведут сотрудники института, позволяют утверждать, что максимально широкий охват детей с ограниченными возможностями здоровья на ранних этапах онтогенеза способствует наиболее эффективному использованию сенситивных периодов становления высших психических функций для их восстановления и развития:    Развитие 15% детей с тяжелыми нарушениями слуха к 3-5 годам приближается к уровню общего и речевого развития нормально слышащих ровесников. Это позволяет организовать их интегрированное обучение в среде слышащих без постоянной специализированной помощи. 10% детей могут обучаться в массовой школе при постоянной систематической помощи сурдопедагога; 60% детей могут обучаться в школе для слабослышащих, а не для глухих.    28% перинатально поврежденных детей к году достигают уровня своих сверстников, 40% детей с задержкой психического и моторного развития к школьному возрасту перестают нуждаться в специализированной коррекционной помощи.    У детей с большими потерями зрения значительно увеличиваются возможности адаптации и социализации.    Убедительные результаты получены в ходе психолого-педагогической поддержки детей с нарушениями развития аффективной сферы. Раннее начало работы и дифференцированный подход к смягчению аффективных проблем у таких детей во многих случаях позволяют предотвратить перерастание отдельных трудностей в дисбаланс аффективной сферы, а затем в синдром раннего детского аутизма.    Весьма значима ранняя коррекционная работа с детьми со сложными и множественными нарушениями в развитии, которые, как правило, прежде оказывались вне системы специального обучения. Раннее начало коррекционной работы открывает для них дорогу к обучению в специальных учреждениях.Решение проблемы обеспечения раннего вмешательства, ранней помощи имеет огромное гуманитарное значение. Но не только! Следует упомянуть и о социально-экономической эффективности работы служб ранней помощи. Раннее вмешательство позволяет максимально раскрыть возможности и реабилитационный потенциал семьи в оказании помощи своему ребенку; открывает для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья дорогу к интеграции (инклюзии) в дошкольном возрасте, что впоследствии исключает потребность в дорогостоящем образовании в специальной школе; обладает не только высокой социальной, но и экономической эффективностью – рубль, вложенный в раннюю помощь, окупается экономией в десять рублей в школьном возрасте.Сегодня совместно с Федеральным центром ранней помощи Минобрнауки России институт разрабатывает содержание и методы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, созданы и экспериментально апробированы модели:    выявления детей (возраст 0-3 года) с подозрениями на отклонения в развитии;    психолого-педагогической диагностики развития и дифференциальной диагностики;    ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи детям (возраст 0-3 года) и семьям, их воспитывающим;    службы ранней помощи детям и их семьям;    подготовки кадров специалистов нового поколения для системы ранней помощи детям и их семьям.Совершенствование воспитания, обучения и коррекции детей-инвалидов от младенчества до школы – одно из приоритетных направлений деятельности системы образования в сфере дошкольного детства. Повышенное внимание, которое уделяется в современной России «особому» ребенку, созвучно девизу Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста: «Создаем богатство и благополучие наций».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте