search
main
0

Никогда меня не обманывайте! Нравственные открытия на каждом уроке

«Учили нас наукам многим, / Припомнить все их – просто жуть! / Да, воспитаньем, к сожаленью, / Нам не пришлось, увы, блеснуть. / Мы Вас все время огорчали – / То вдруг журнал наш не нашли, / То пополам ломались парты, То все мы кровь сдавать пошли… / Зато любви к наук царице Вы в нас посеяли зерно. / И вместе с Вами все мы верим / В то, что взойдет еще оно!»

О стихах и о классе

Большего признания в любви, симпатии и уважении, чем написание стихов, учителю от учеников не дождаться. Правда, ни в одну папку с отчетами эти признания обычно не попадают и никаким жюри не оцениваются: ни тогда, когда выдвигают учителя на сто тысяч, и даже ни тогда, когда распределяют премиальные. Зато хранят такие письма-стихотворения потом всю жизнь!

Оксане Перелеховой, классному руководителю 11-го «Б» и учителю русского языка и литературы гимназии № 9 города Воронежа, старшеклассники посвятили множество стихов. И пусть кому-то они покажутся не слишком правильными или несовершенными, зато неискренними их никто не назовет. Например, про огорчения, про журнал, который вдруг пропал, или про кровь, которую сдавали целый день, – все правда!

Год или два назад это стихотворение сочинили ее нынешние одиннадцатиклассники и этим как бы попросили прощения за доставленные ими огорчения: исчезнувший в неизвестном направлении классный журнал, сломанная во время бурной перемены парта (позже починенная самими ребятами), дополнительный выходной, который решили устроить себе всем классом после сдачи крови (сентябрьское солнце светило почти по-весеннему, и возвращаться из поликлиники на уроки никому не захотелось!). Само собой за все эти (и другие) вольности с Оксаны Викторовны как с классного руководителя спрашивалось по всей строгости. И она в который раз снова и снова выговаривала своим неслухам про дисциплину, про отношения к учителям и к урокам, про то, как непросто управляться с такими, как они, особенно когда их так много: «Поэтому надо быть рыцарями, мужчинами!»

В математическом 11-м «Б» всего 10 девочек и 19 мальчиков – в восьмом соотношение было 8 к 22. Конечно, сейчас, к выпускному классу, ребята посерьезнели, а заодно и подросли (некоторые под метр девяносто). Высокие, пока еще по-юношески нескладные, зато басистые и громогласные, почти всегда ведут себя свободно, стесняются мало, любят задавать преподавателям вредные вопросы и доводить их до кипения, при этом почти все учатся хорошо (а то и отлично), занимаются с кучей репетиторов, успели побывать в англиях и америках…

Вот такой у нее класс.

«И как только она с ними управляется!»

– Школа – это мой второй дом, без которого я себя не мыслю, – убеждена Оксана Викторовна. – Здесь у меня всегда хорошее настроение, творческий подъем и необыкновенная работоспособность. В школе у меня действительно все хорошо! Но (другая сторона медали) домой приходишь, как выжатый лимон.

На уроке, я считаю, должно совершаться какое-то нравственное открытие. Потому что литература – это жизнь, и мы часто просим ребенка сравнить себя с тем или иным героем, спрашиваем, как бы ты поступил на месте этого героя. Однако в обычной жизни взрослые часто говорят одно, делают другое, а думают третье. И дети, подрастая, начинают поступать, как родители.

Поэтому летом, во время каникул, я вывожу детей в палаточный лагерь на археологическую практику. И если на уроке ученики могут подыграть учителю, потому что уже просчитывают, что тот хочет от них услышать, то вне школы чаще происходит по-другому, и ребята раскрываются в своей искренности. Например, на раскопках они находятся в ситуации нравственного выбора: надо встать и идти набирать хворост, или мыть посуду, или отправляться за водой. Нет слов «не хочу» или «не могу» – они все хотят и могут в этой ситуации.

В археологический лагерь, о котором говорит Оксана Викторовна, старшеклассники гимназии выезжают уже 13 лет вместе со своими учителями, преподавателями и студентами воронежских классического и педагогического университетов. Раскапывают древние курганы, которых в Воронежской области немало, а заодно учатся бережному отношению к памятникам старины.

Но на этом летнее общение с классом у классного руководителя не заканчивается. После раскопок Оксана Викторовна везет детей в Крым на турбазу под Севастополем, и они купаются в море 10 дней. Раньше она ездила со своими дочкой и сыном, и человек пять-шесть набирались из класса. Теперь дочка уже старшекурсница вуза, сын в этом году поступил, а на юг вместе с ней выезжают до 20 школьников и двое-трое учителей…

– Что для меня дети? С ними мне легко, интересно, и я забываю о своем возрасте. Но надо всегда помнить одну истину: дети растут, и настает момент, когда им хочется остаться одним. А мы обижаемся на них за то, что не хотят делиться с нами всеми своими секретами, что не провожают учителя домой после совместного похода в театр, хотя раньше они так делали.

Вначале мне было обидно, я не могла понять, почему тесные и доверительные отношения вдруг переходят в такие, когда тебя начинают держать на расстоянии. Ответ мне подсказали другие учителя. Сказали так: не переживай и оставь их в покое, ведь им уже стало интереснее друг с другом, а не с тобой.

Этот период начинается у ребят с 9-10-го класса, им уже хочется быть независимыми. Кстати, и в семьях это чувствуется: перестают делиться всеми своими тайнами с родителями и как бы отходят от них. Ничего страшного, детям просто хочется побыть одним. Они взрослеют.

Секреты

В следующем году будет 25 лет, как Оксана Перелехова преподает детям русский и литературу. Все это время работает в одной школе – гимназии №9, классное руководство – с самого первого дня. В 2007 году была признана в числе лучших учителей и получила стотысячную премию. Конечно, есть свой опыт и свои находки. Например, во взаимоотношениях с родителями.

Когда родители 11-го «Б» пришли на первое собрание, сами предложили избирать родительский комитет по четвертям. В итоге получилось, что в организации мероприятий участвуют не одни и те же люди в течение года, а все родители (по крайней мере большинство). Получается, что за каждую четверть ответственны 7-8 человек.

Главный секрет работы с детьми, как говорит сама Оксана Викторовна, это «моя любовь к детям».

– Но я, когда знакомлюсь с классом, сразу говорю: «Никогда меня не обманывайте. Если я спрашиваю, кто это сделал, то вы честно встаете и говорите: «Я!» А я со своей стороны: «ВЕРЮ».

Если меня человек обманывает, я его перестаю уважать. Просто потому, что не могу себя пересилить.

Я помню все свои выпуски, их было четыре, нынешний класс я взяла после восьмого. Мои бывшие ученики часто приходят ко мне домой. Могут позвонить и сказать: «Мы идем». Некоторые даже помогают мне в подготовке олимпиадников.

Как запоминаются дети? По их поступкам – что хорошего или не очень они успевают сделать. Но так получается, что с любимых учеников я и спрашиваю строже…

Единственное, чего не признают дети, так это равнодушия. Все остальное они прощают.

Темы классных часов, подсказанные учениками

– Давайте познакомимся!

– День всех влюбленных.

– Общественные организации города Воронежа – твоя возможность для самореализации.

– Каким (какой) меня видят окружающие? (Проведение психологических тестов на выявление самооценки учащихся.)

– 1 декабря – День борьбы со СПИДом.

– Наши домашние животные.

– Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты (рассказ о друзьях).

– Кем я хочу стать в будущем.

– Как учиться с интересом.

– Польза и вред от компьютера.

– Общественные организации города а – твоя возможность для самореализации.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте