Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Никаких игр – научная работа! Методическое пособие «Социально-экологические проекты на территории государственного природного заповедника «Столбы»

Учительская газета, №48 от 29 ноября 2011. Читать номер
Автор:

На сегодняшний день ощущается дефицит в учебно-методических материалах, помогающих организовать учебно-исследовательскую и просветительскую работу среди школьников. Поэтому в рамках проекта «Социально-экологические проекты на территории государственного природного заповедника «Столбы» было разработано учебно-методическое пособие. Пособие состоит из мини-проектов, объединенных общей идеей проведения практико-ориентированных и природоохранных работ силами учащихся и учителей под руководством научных сотрудников ГПЗ «Столбы».

Пособие включает в себя следующие проекты: «Составление плана местности», «Микроклиматические наблюдения», «Растительные сообщества заповедника», «Акция «Кормушка», «Исследование зообентоса», «Орнитофауна заповедника», «Рекреационные исследования в туристско-экскурсионном районе заповедника», «Социологический опрос».К каждому мини-проекту прилагаются методика проведения работы, практические рекомендации, определители. Методики понятны и просты и не требуют от учащихся специальных знаний внешкольной программы. В процессе выполнения исследований учащиеся могут участвовать в простых биотехнических и природоохранных мероприятиях по заданию сотрудников заповедника.Ребята получают навыки изучения донных организмов, учатся определять качественный и количественный состав орнитофауны, проводить социологические исследования, участвуют в природоохранных мероприятиях. Проводя собственные полевые исследования, участвуя в природоохранных работах, учащиеся получают измеримые результаты своей деятельности. Часть исследовательских материалов, выполненных детьми, используется сотрудниками заповедника для проведения мониторинговых исследований экосистемы заповедника и действительно востребована.Пособие можно использовать на уроках и во внеурочной работе, в системе дополнительного образования.Проект «Составление плана местности»Метод глазомерной съемкиПри проведении глазомерной съемки потребуются: планшет, линейка, карандаш и ластик. Для изготовления планшета подойдет кусок фанеры размером 30х40 см. В его верхнем углу необходимо закрепить компас, так чтобы линия «юг – север» была параллельна большей стороне. На планшете необходимо закрепить лист плотной чертежной бумаги.Исследователь должен учитывать, что на точность глазомерного определения расстояния оказывают влияние освещенность, размеры объекта, его контраст с окружающим фоном, прозрачность атмосферы и другие факторы. Расстояния кажутся меньшими, чем в действительности, при наблюдении крупных и отдельно расположенных объектов, а также если они находятся за водными пространствами, лощинами и долинами. И наоборот, расстояния кажутся большими при наблюдении в сумерках, против света, в туман, при пасмурной и дождливой погоде. Не последнюю роль играет натренированность наблюдателя.1. В начале работы необходимо измерить длину своего шага. Обычно шаг человека среднего роста равен 0,7-0,8 м. Эту величину достаточно точно можно определить по формуле:Д = (Р/4) + 0,37,где: Д – длина одного шага в метрах, Р – рост человека в метрах.Например, если рост человека 1,72 м, то длина его шага Д = (1,72/4) + 0,37 = 0,8 м.2. В нижней части планшета нарисуйте линейный масштаб в шагах/_____/_____/_____/_0.6 1.2 1.8 2.43. В исходной точке сориентируйте планшет так, чтобы линия «юг – север» была параллельна большей стороне планшета.- Нанесите исходную точку. От точки проведите линию до первого поворота своего пути.- Не сходя с точки, визируйте направления на все видимые предметы (деревья, столбы, скамейки и т. д.) и прочертите линии до них.- Идите к намеченным объектам, считая шаги.- Отложите пройденные расстояния в масштабе шагов и условными обозначениями обозначьте предметы.4. В точке поворота сориентируйте планшет по линии «север – юг», прочертите направление до следующего поворота. Следующие действия выполняйте в том же порядке, как в исходной точке.5. Оформите план маршрутной съемки:- тщательно вычертите топографические знаки,- укажите линию «север – юг»,- укажите район съемки и масштаб,- поставьте дату и укажите фамилии исполнителей.6. Для большей наглядности водные объекты раскрасьте голубым цветом, здания – красным, кусты и деревья – зеленым.Задание. Перед проведением работ необходимо повторить топографические знаки, понятия «глазомерная съемка», «план местности», «стороны горизонта».Проект «Микроклиматические наблюдения»Методы микроклиматических наблюденийТемпература. Главное условие для получения точных данных температуры воздуха: замеры проводятся в тени. При ясной погоде градусник необходимо прикрывать картоном. Замеры температуры лучше проводить метеорологическим термометром (при его отсутствии можно использовать обычный градусник). Замеры фиксируются с точностью до 0,5 градуса. Замерять температуру необходимо регулярно через равные временные промежутки. Если есть возможность (проживание на научном стационаре), то замеры проводят каждый час, данные заносятся в дневник наблюдений.Облачность. Определяется визуально по 10-балльной шкале. 0 баллов – ясно, 10 баллов – сплошная облачность без просветов. Для градации по баллам оценивается видимая часть неба.Скорость ветра. Для определения направления движения воздуха необходимо первоначально с помощью компаса определить стороны горизонта и затем простым способом отметить их непосредственно на местности. Например, в качестве знака можно поставить небольшой шест и укрепить на нем стрелку или вбить в землю два колышка и натянуть между ними белую нитку. После этого, рассыпая опилки (песок, семена) в непосредственной близости от знака, определить направление ветра. В качестве импровизированного флюгера можно использовать метровый отрезок старой магнитофонной ленты, привязав его к шесту или просто удерживая в поднятой над головой руке.Скорость ветра определяется с помощью таблицы «Шкала для оценки скорости и силы ветра» (см. табл.)Осадки. Этот вид атмосферных явлений определяется методом наблюдения. Школьник визуально отмечает вид осадков, их продолжительность и интенсивность (дождь, ливень, снегопад, туман, пурга и т. п.). Например: «мелкий дождь с 12.30 до 14.10 ч.» или «сильный снегопад с 18.20 до 21.05 ч.».Влажность воздуха. Измерение этого параметра производится с помощью гигрометра или психрометра. Как пользоваться этими приборами, ученику должен объяснить руководитель. Предварительно школьнику необходимо ознакомиться с понятиями «относительная влажность», «средняя влажность», «абсолютная влажность» и др. Относительная влажность показывает содержание водяного пара в воздухе по сравнению с максимумом. Средняя влажность может достигать 60-70% , при тумане – 100%. Необходимо учитывать, что над поверхностью воды или снега влажность всегда будет выше, чем на прилегающих участках. Все данные заносятся в дневник наблюдений.Дневник наблюденийЧисло, месяц, год.Место наблюдений (подробное описание). Время наблюдений с __ до___ ч.P.S.  Полностью материал опубликован на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».​Светлана ЧИПУРА, директор средней школы №121 Красноярска, Гумяр ЕНИКЕЕВ, руководитель структурного подразделения дополнительного образования «Открытая эколого-биологическая школа-центр «Фламинго»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту