search
main
0

Никакие программы не заменят живых чувств души

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только в том случае, если сам педагог, сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города, сумеет передать своему воспитаннику то, что вызовет у малыша чувство гордости и восторга.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания», – эти слова К.Д.Ушинского в полной мере адресованы каждому воспитателю детского сада.

Сегодня в Западном округе, по мнению методиста лаборатории дошкольного образования ОМЦ ЗАО Т.Вострухиной, творчески работают над реализацией различных программ воспитания педагогические коллективы образовательных учреждений №1 «Сказка», №1815, №2034, №2093, №1758, №675, №815, №2282, №1367, №1428, №2438, №1623, №2312 «Оазис», №215, №216, №272, №463, №1303, №2098, №1515, №821, №1715 и многих других.

аверное, педагогам ЗАО очень повезло, ведь этот округ – настоящий, большой музей под открытым небом: Кутузовский проспект, улица Барклая, Дениса Давыдова, Василисы Кожиной, Герасима Курина, Олеко Дундича, Наташи Ковшовой. Это живые страницы подлинной истории, знакомство с которой приобщает детей к прошлому, помогает сформировать любовь к своему Отечеству, к своему народу. Жизненный опыт, накопленный предыдущим поколением, неизменно передается новому, ведь история – это живая связь времен, где прошлое неразрывно связано с будущим. Именно в этом и заключается, по мнению педагогов ЗАО, воспитание патриотизма у детей.

Очень важно – знакомить детей с прошлым и тем самым сделать их хорошими в будущем, ведь они будут носителями отечественной истории. Очень близки этому пониманию строки поэта Роберта Рождественского:

Мы тоже

Для кого-то

Были

Будущими.

Грядущими.

Идущими на смену.

Решительной эпохою

Разбуженные

Для славы и любви,

Для слез и смеха…

Будем

Прошлыми.

Давнишними.

Несбыточными,

Как ушедший поезд.

Подернутыми дымкой.

В меру –

Книжными.

И с этим,

К сожаленью,

Не поспоришь…

Воспитатель, педагог – посредник между прошлым и будущим, и от того, как он воспитан сам, что сумеет передать своему питомцу, зависит воспитание патриотизма и любви к Отечеству у дошкольников.

Поиск различных новых форм работы с дошкольниками заставил педагогов обратиться в музей-панораму Отечественной войны 1812 года «Бородинская битва», который расположен на территории округа. Сотрудничество с музеем началось в 1995 году. Здесь педагогам ЗАО посчастливилось встретить человека удивительного, увлеченного своим делом, сотрудника музея Аллу Петровну Воточникову, которая стала для них настоящим помощником и коллегой в отборе содержания материала для дошкольников, в выборе форм и методов работы с ними. Так появились четыре экскурсии по территории музея, которые проводит Алла Петровна. Через эти экскурсии проходят воспитанники детских садов районной управы «Дорогомилово» и не только. Сюда приезжают дети с родителями и воспитателями других дошкольных учреждений округа.

Работу в течение учебного года ведут педагоги детского сада, используя разные формы работы с детьми: рисование, лепка, чтение художественной литературы, знакомство с репродукциями картин художников, экскурсии по улицам и достопримечательным местам столицы. Результатом проделанной работы становятся галереи детских рисунков, где отражены их впечатления; фотоальбомы, книги с рассказами детей; коллекции значков, открыток, художественной литературы и даже короткие видеофильмы. Все эти материалы можно встретить во многих дошкольных учреждениях Западного округа.

В преддверии памятной даты – 60-летия Победы над фашистской Германией, в самом начале учебного года методическая служба ЗАО предложила дошкольным учреждениям оформить фотовыставки, сделать книги памяти. Отклик был поистине потрясающим. Родители воспитанников принесли самое дорогое, что хранится у них дома с тех памятных времен: ордена и медали военных лет, письма с фронта, датируемые 1942 и 1943 годами, фотографии родственников, сделанные у стен рейхстага в 1945 году. Дети прикоснулись к подлинным историческим документам и семейным реликвиям. В рамках округа прошел конкурс детских рисунков «И помнит мир спасенный…», Неделя мужества «Этих дней не смолкнет слава».

Известный историк Иван Забелин писал: «… самое памятное в нашей истории и примечательное по своей топографии место – это Поклонная гора. С ее высоты исстари русский народ привык воздавать поклон матушке-Москве». Теперь это еще и самый известный музей боевой славы. «Музей Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов» на Поклонной горе, который тоже расположен на территории Западного округа, стал вторым музеем-партнером, с которым сотрудничают дошкольные учреждения ЗАО.

Вместе с сотрудниками музея был разработан план проведения экскурсии для дошкольников, и теперь воспитанники детских садов стали его постоянными посетителями. Каждый раз при посещении музея они волнуются и переживают как в первый раз, то же самое происходит и с детьми, ведь мальчики и девочки все понимают, чувствуют и сопереживают.

В одно из таких посещений музея воспитанникам детских садов предложили принять участие в конкурсе детского рисунка к 60-летию Победы. Среди победителей оказалась замечательная работа шестилетней девочки «Мы помним»: она нарисовала всю семью у Вечного огня, передав этим связь времен поколений.

Подобно любому другому чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, и, возможно, что сразу нельзя будет увидеть результата, ведь это чувственный опыт. Но вот такими были короткие рассказы дошкольников после посещения музея.

Женя Борисов, 6 лет: «Я был в Парке Победы, он находится на Поклонной горе. Этот парк создан в честь победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Я хотел бы быть похожим на этих смелых и отважных героев».

Ваня Лапин, 6 лет: «В музее мне понравился рассказ экскурсовода. Я увидел много больших книг под стеклом. Это книги памяти, в них записаны погибшие на войне. Может, там есть и наша фамилия, надо сходить с папой и мамой и посмотреть, а еще зажечь поминальную свечу в зале Памяти».

Паша Никонов, 6 лет: «В музее мне понравилось все: и зал Славы, где все стены исписаны фамилиями героев войны, и картины. Грустно было в зале Скорби, там хрусталики, как слезы. Еще понравился щит и меч – подарок тульских мастеров. Хочется прийти в музей с папой и мамой, показать им щит и меч и принести туда розы и тюльпаны».

Дети и педагоги дошкольных учреждений округа стали лауреатами и дипломантами конкурса «Молодежь Москвы – Музею истории Москвы», который был организован Музеем истории Москвы и приурочен к 65-летию разгрома немецких войск под Москвой.

Третьим музеем, вместе с которым дошкольные учреждения округа разрабатывают программу и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста, стал музей «Обороны Москвы».

Педагоги понимают, что без тесного сотрудничества с родителями не решить задачи воспитания с помощью музейной педагогики. Поэтому они убеждают родителей в необходимости посещения музеев, выставок, других достопримечательных мест Москвы вместе с детьми в выходные дни.

Не менее интересная форма работы – создание мини-музея в детском саду, организация выставок. И они есть в дошкольных учреждениях ЗАО, разные по своему содержанию и направлениям работы, но очень интересные. Это музей игрушки, русского быта, предметов декоративно- прикладного искусства, русского костюма в 19 детских садах, девять из них имеют сертификат. Впервые в округе в ходе лицензирования и аккредитации дошкольное учреждение получило приоритетное направление – «Развитие этнокультурного русского компонента». При этом понятно, что нельзя забывать о том, что вместе с русскими детьми детские сады посещают дети других национальностей, работают воспитатели других национальностей, что нужно понимать и уважать чувства этих детей и их родителей, педагогов. Виссарион Белинский писал: «Бедна та народность, которая трепещет за свою самостоятельность при всяком соприкосновении с другой народностью! Наши самозваные патриоты не видят в простоте ума и сердца своего что бесперестанно, боясь за русскую национальность, они тем самым жестоко оскорбляют ее». Именно поэтому, организуя работу с педагогами дошкольных учреждений, в ЗАО уделяют особое внимание восприятию ими человека другой национальности и построению на этой основе деятельности по формированию отношений с ним. На протяжении последних 4 лет над этой проблемой в округе работает творческая группа педагогов, они уже наработали большой материал для знакомства детей с культурой народов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Опыт своей работы в 2006 году педагогические коллективы округа представляли на «круглом столе», на Международной научно-практической конференции в Минске, а в 2007 году – на Первой межрегиональной конференции по патриотическому воспитанию, организованной управлением образования ЗАО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте