search
main
0

Ника Совершеннолетняя. «Свои» победили в командном зачете

Российская национальная кинематографическая премия «Ника», старейшая из существующих в нашей стране кинонаград, отметила свое совершеннолетие. Позолоченная статуэтка богини победы, единая во всех номинационных лицах, в восемнадцатый раз нашла своих героев – лучших режиссеров, операторов, художников и артистов. Торжественная церемония, прошедшая в Театре Российской армии, завершила киногод-2004.

Только со стороны может показаться, что церемония награждения – это праздник и приятное времяпрепровождение, возможность в очередной раз блеснуть вечерними туалетами и отутюженными смокингами. На самом деле – это испытание не для слабонервных: выдержать пять часов напряженного ожидания под раскаленными лучами софитов под силу либо физически выносливым, либо одержимым самой идеей кино. Одержимых и выносливых, судя по количеству звезд, поднимавшихся по ковровой дорожке, в нашем кинематографе достаточно: Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий, Вера Глаголева, Александр Лазарев, Светлана Немоляева. А если прибавить сюда еще и всех претендентов на победу, то получится целый блестящий и боеспособный кинобатальон.

Уже третий год старейшая кинопремия находится в непростой ситуации. После того как нынешний глава Союза кинематографистов Никита Михалков учредил своего «Золотого орла», «Ника» лишилась родных стен Дома кино, превратилась чуть ли не в диссидентку и вынуждена постоянно доказывать свое право на жизнь. Впрочем, у такого положения есть и свои плюсы, гонимых у нас любят и ценят куда больше, чем тех, в чьих руках сила и власть. И если раньше «Нику» нередко критиковали за доморощенность и неуклюжее подражание Оскару, то теперь все больше хвалят, и решения киноакадемиков о присуждении тех или иных премий считаются единственно верными. По сравнению с «Золотым орлом», где «всем сестрам по серьгам», выбор «Ники» действительно выглядит куда более честным и объективным, хотя у этих премий изначально разные цели и задачи. Однако сравнений антагонистам все равно не избежать, ведь оценивают они одно и то же отечественное кино.

«Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского, «Водитель для Веры» Павла Чухрая, «Свои» Дмитрия Месхиева и «Настройщик» Киры Муратовой боролись за победу в главных номинациях. Если выражаться спортивным языком, то первенство в командном зачете осталось за «Своими», которые за минувший год и так собрали все возможные и невозможные награды. Съемочной группе Месхиева достались аж пять статуэток – лучший сценарист, оператор, звукорежиссер, главная «Ника» за лучший фильм и главную мужскую роль. Получивший этот приз Богдан Ступка оказался в непростой ситуации, потому что конкурировал не только с Леонидом Ярмольником, но и сам с собой в роли старика-генерала из «Водителя для Веры». «Водитель», правда, тоже внакладе не остался – три «Ники», столько же у «Настройщика». А вот «Франкенштейну», рассказу о неадекватном солдате-«беспредельщике», вернувшемся из «горячей точки», перепала всего одна статуэтка – за мужскую роль второго плана ее вручили Сергею Гармашу. Мал золотник, да дорог, одна премия лучше, чем вообще ничего, – это об оставшихся ни с чем картинах – «72 метра» Владимира Хотиненко, «Времени жатвы» Марины Разбежкиной и «Долгом прощании» Сергея Урсуляка. Не лишним было бы вспомнить и «Русское» Александра Велединского: несмотря на очевидные достоинства фильма, он вообще не был выдвинут ни в одной номинации. Но больше всего жалко «Долгое прощание», лирическую историю по роману Юрия Трифонова, – все-таки война, военные и все с этим связанное – нынче тема куда более популярная, чем любовь.

Самыми теплыми, уже хотя бы потому, что вопрос справедливости тут вообще не обсуждается, оказались моменты вручения «Ники» за «Честь и достоинство» и «За вклад в науку и образование». Ставшие уже живыми легендами актриса Нонна Мордюкова, оператор и педагог Вадим Юсов и военный кинооператор Семен Школьников поднимались на сцену под шквал искренних, независтливых аплодисментов. И хотя Алла Демидова, принимавшая чуть позже премию за лучшую женскую роль в картине «Настройщик» сказала, что «такие награды лучше получать в молодости, тогда они больше радуют», с ней можно было бы и поспорить.

Анна ХРУСТАЛЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте