Школьные музеи изначально стали одним из направлений реализации ведущего метода преподавания – наглядного обучения. Этот метод позволяет детям извлекать знания из представленных в экспозициях музейных экспонатов. Главным принципом комплектования школьных музейных фондов и экспозиций становится образовательная полезность экспоната для учебного процесса.
Но не стоит упускать из виду, что кроме получения знаний музеи выполняют воспитательную функцию и способны формировать правильное мировоззрение в ходе учебного процесса, что необходимо учитывать при выборе тематики музея, поэтому под названием «школьный музей» понимается наглядный (зачастую собранный учащимися и педагогами) материал, предназначенный для демонстрации на уроках.
Благодаря тематической направленности школьный музей можно использовать как площадку для создания не только объединений учащихся, увлеченных его историческим контекстом, но и объединений, в которых дети могут попробовать себя в качестве организаторов мероприятий, ведущих, разработчиков визуального контента для представления исторической информации в современном виде. Это возможно как на уровне внеурочной, так и внешкольной деятельности. В ходе реализации подобных проектов развиваются коммуникативные, организаторские и творческие способности, необходимые в современном мире в его нынешнем разнообразии.
Мы видим, что при правильном педагогическом и творческом подходе современный школьный музей можно использовать как средство, решающее все задачи нынешней школы. А если учесть, что присутствует эмоциональный фактор, способствующий усвоению и запоминанию различных материалов, то можно сделать вывод о высокой эффективности школьного музея как средства образовательного и культурного воспитания.
О важности развития и использования школьных музеев в современном образовательном процессе можно судить еще и по тому, что в настоящее время существуют такие проекты на уровне города, как «Школьный музей Победы» на базе музея Победы. Одно из преимуществ данного проекта – обмен опытом между педагогами и творческими коллективами учащихся по внедрению музейных комплексов в образовательный и воспитательный процессы.
Но и на этом не стоит останавливаться. В условиях нынешней сложной эпидемиологической ситуации возникают парадоксальные явления. Так, например, музеи, служащие для сохранения исторических знаний, помогают развиваться в освоении современных технологий и средств коммуникации лицам старшего поколения. Не будем забывать, что при привлечении ветеранов и других участников исторических событий к проведению мероприятий, целью которых зачастую является передача жизненного опыта, им приходится разбираться порой в непростых технических устройствах и программах. Несомненно, полученные навыки благоприятно влияют на поддержание контактов с близкими им людьми и, как следствие, на их внутреннее состояние.
Казалось бы, такое на первый взгляд консервативное и обыденное явление, как школьные музеи, успешно интегрируется в современный образовательный и воспитательный процесс.
Школьный музей является уникальным и эффективным средством для создания целостного современного образовательного пространства, которое необходимо активно применять. Стоит отметить, что в условиях интенсивно меняющихся реалий современного общества и образовательного процесса педагогам стоит своевременно адаптироваться, для того чтобы такой ценный актив не потерял, не растратил свой потенциал и не остался забытым.
Дарья МАРУСОВА, педагог-организатор школы №1499
Комментарии