search
main
0

Ничто литературное учителю и ученикам не чуждо

В рамках городского клуба «Дети – театр – образование» на площадке Центра образования №1409 состоялось открытие Литературной гостиной.

Клубная форма «Литературная гостиная», к сожалению, почти забытая форма познавательной и досуговой деятельности, построенная в жанре общей беседы, а предмет беседы – литература. В Литературной гостиной все участвующие – артисты и зрители – выступают на равных, здесь любое мнение ценно и интересно, здесь нет правильного и неправильного, так как это обмен мыслями и чувствами, совместные переживания и открытие нового.

Как проводились литературные гостиные и литературные салоны, описано в исторической литературе ХIX-XX веков: в известных домах собирались литераторы, актеры и любители литературы для прослушивания и обсуждения литературных новинок. Салонные литературные вечера привлекали внимание публики своей камерностью, свободным живым общением.

Конечно, исторические литературные салоны в дворянских домах давно ушли в прошлое, но вот интерес к живому звучащему слову не ослабел и сегодня. Одним из самых популярных театральных жанров на школьной сцене стал жанр литературной композиции, широко распространены конкурсы чтецов, в театральных фестивалях прочно утвердилась номинация«Художественное слово». Литературная эстрада проникает на любительскую сцену, ее популярность может посоперничать с драматическим театром. Интерес к звучащему слову учителей, детских театральных педагогов и самих участников различных детских и молодежных театральных объединений и подсказал организаторам клуба «Дети – театр – образование» возродить форму Литературной гостиной.

Как будет существовать и развиваться гостиная клуба? Этому была посвящена первая встреча-открытие, в которой принимали участие различные московские творческие коллективы, согласившиеся представить свои чтецкие программы. Обязательная тематика или какое-либо направление для первой встречи не были заявлены сознательно. Конкурсная программа в гостиной также не предполагается. Основная задача таких встреч – звучащая литература, эксперимент, расширение круга литературных интересов. Организаторам хотелось предоставить возможность различным творческим коллективам показать свои чтецкие программы, послушать исполнение самих педагогов и профессиональных актеров, а потом поговорить с ребятами о том, на чем же основан их интерес к художественному слову, что им интересно читать и над чем было бы интересно поработать. Было решено, что тематику будущих встреч должны определять только сами участники исходя из личных желаний и интересов.

В первой гостиной приняли участие театр ДЮЦ «Ведогонь» (руководитель коллектива Е.Зотова) с композицией «Строфы века» по стихам И.Северянина. Это был интересный эксперимент. Интересно, как ребята 10-12 лет понимают и читают лирику такого совсем не детского поэта. Еще один неожиданный эксперимент был представлен учениками 7-го «А» класса школы №1020 (руководитель А.Нахимовский). Эти ребята не занимаются театральной деятельностью, но в рамках школьной программы, изучая на уроках литературы лирику, они представили литературную композицию «Лирикуем в 10 частях» по произведениям поэтов XVI-XIX вв. В этой работе мы не услышали правильного, «сценического», исполнения стихов, ребята просто поделились со зрителем своими мыслями и чувствами, рожденными поэтическими строками, и это было наиболее ценно, личностно и очень интересно. Театр «Эстеты» (руководитель Н.Умрихина), школа искусств «Родник» представили отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Граф Нулин» – удивительно точное донесение пушкинского слова и мелодики русской речи было в их исполнении. В программе гостиной также принимали участие ребята из театральной студии «Академия Хухры-Мухры» из города Краснознаменска Московской области (руководитель М.Змиевский), ученики московской театральной школы №123 (педагог по речи И.Есина), режиссер-педагог Ю.Рыбакова, актеры и педагоги М.Быков, Е.Косинец, театральный педагог Центра образования №1409 Н.Прокофьев.

После чтецкой программы разговор пошел об интересе ребят к такой форме театральной деятельности и перспективах гостиной. Чтобы именно детский интерес в будущих встречах был соблюден полностью, разговор шел только с участниками-студийцами. Их руководители – педагоги принимали «вынужденно-пассивное» участие. Возрастное разнообразие участников сделало обсуждение бурным. Одни ребята говорили об интересе к художественному чтению как о возможности творчески проявить себя, поделиться со слушателем своей любовью к автору или произведению, другие – как о возможности преодоления страха перед аудиторией. Но, пожалуй, общее мнение – звучащее слово позволяет им высказаться самим, но словами автора.

Принцип построения гостиной достаточно произволен, основа – звучащее слово. В основе сценария – единая тема встречи, объединяющая художественное чтение, или обсуждение нового литературного произведения, выступление артистов-чтецов, приглашенных гостей и обсуждение увиденного.Тематика и содержание встречи должны быть для ребят новы и неожиданны или любимы и желанны. Важно, чтобы при общении с этим материалом ребята испытывали радость как от встречи с новым интересным или со старым любимым и знакомым. В общей беседе с участниками наметилась и тематика будущей встречи в Литературной гостиной в следующем учебном году. При многообразии пожеланий был один автор, поработать над которым высказали желание все участники гостиной, – А.П.Чехов. Очевидно, что одна из встреч на Литературной гостиной 2010-2011 учебного года будет посвящена творчеству А.П.Чехова. Ждем вас в новом году с новыми творческими программами!

О.ВИКТОРОВА

Даты и темы следующих мероприятий смотрите на сайте клуба, заявки на участие подавайте там же за месяц до намеченной встречи. Просьба в заявке обязательно указывать контактный телефон руководителя (а не телефон образовательного учреждения).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте