search
main
0

Ничего святого?

Что удивительно: по поводу сериала не высказывается резко и категорично православная церковь, хотя высказывания по поводу греховных показов телевидения обычно чрезвычайно остры и критичны. На сайте виртуального педсовета учителя года высказали по этому поводу парадоксальное предположение: такая картина школы на руку тем, кто хочет как можно быстрее ввести в школах России курс «Основы православной культуры», дескать, уже сегодня можно сказать: «Посмотрите, что делается, у учеников и учеников нет ничего святого, и их нужно быстрее приобщать к нравственным ценностям!». В этом смысле принципиальной стала публикация на сайте «Радонеж» статьи Андрея Рогозянского «Сериал «Школа»: неандертальцы XXI века?».

Сериал «Школа» слаб содержательно и любопытен как факт. Авторы не говорят ничего нового, да, похоже, особо и не стремятся к этому. Каждый в той или иной степени осведомлен, чем интересуются и как между собой общаются современные девочки-мальчики 12-17 лет. Особенно вне поля зрения родителей. В школах бурлят самые настоящие корсиканские или, даже можно сказать, первобытные, неандертальские страсти. Собственно, чего вы хотели? Что сегодня может сдержать подростка, которого разбудили в сексуальном отношении, приучили к цинизму, к насилию как к нормальному способу самоутверждения? Подросток – это даже не взрослый, наученный отчасти последствиями. Полюса из-за этого меняются. В подростковой, школьной среде «желтизна» общества проявляется сильнее, чем где бы то ни было.

Интересно, что как раз в эти самые дни мы проводили выездное мероприятие с выпускным классом московской Традиционной гимназии. Появилась возможность поглядеть вблизи на «другую молодежь». Множество замечательных впечатлений. Ребята свободно дышат, способны что-то делать, обсуждать вместе, не падая тотчас на уровень ниже пояса или конфликта. Но, боже мой, мне вдруг стало понятно, сколько за всем этим усилий! Десятки взрослых – родителей, педагогов, священников – должны были непрерывно вкладывать, вкладывать и еще раз вкладывать себя, чтобы не дать стать «как все», восторжествовать деградационным тенденциям. Даже для православной среды такое участие по отношению к детям и результаты – редкость. В данном же случае речь об обычной районной школе…

Режиссер со звучным псевдонимом Валерия Гай Германика, на мой взгляд, при этом даже несколько преуменьшила масштабы проблемы. Как телевизионное изделие, «Школа» несет на себе признаки цензуры и по-своему вполне политкорректно. Совсем не затронута тематика подростковых суицидов, неформальных объединений, включая нацистские. Нет вымогательств и краж, межнациональных проблем в ученическом коллективе, которые, как мы знаем, бывают крайне серьезными. В действительности, если это одна из школ на столичной окраине, в таком случае в классе сидит до 20% Ахметов и Зухр, плохо владеющих русским. Толерантности в молодых мозгах значительно меньше по сравнению со взрослыми, а в милицейские сводки попадает минимум самых тяжких происшествий, наподобие резни или шантажа по отношению к взрослому учителю физкультуры.

В «Школе» зритель не находит и самого главного: изощренной системы психологического давления на «белых ворон» внутри класса. Когда неугодного соученика травят, создают невыносимые условия, разыгрывают многоходовые комбинации в намерении деморализовать, раздавить жертву. Создатели сериала сознательно не входят в тематику послешкольного досуга, виртуальной зависимости, ночных клубов, наркотиков и всего с этим связанного. По существу, Валерия Гай Германика концентрируется на трояком «криминале»: секс, алкоголь и насилие в стенах школы. Под разными ракурсами и в разных ситуациях. Главное же, что производит впечатление на зрителя, – это крайне развязный, эпатирующий стиль поведения и общения. Речевая стилистика, затмевающая печально известный «Дом-2». По-видимому, если следовать за аргументами критиков, у нас молодежь так не общается. Режиссер сама это выдумала. Либо другая версия: общается кто-нибудь, но не наши школьники и не в школьное время.

По своим идейным интенциям «Школа», честно говоря, мало отличается от происходящего в других так называемых молодежных программах и сериалах. Поэтому я не понимаю, что значат упреки насчет «пропаганды маргинального поведения школьников». Школьники ведут себя плохо не потому, что их кто-то подговаривает идти в класс и поступать плохо. Школьники выносят вполне очевидные уроки и суждения из всей массы теле- и видеопродукции, которую могут видеть. Необязательно показывать специфические школьные драки – достаточно фильмов-боевиков с суперменами и компьютерных игр, работающих на агрессивность. Необязательно нарочно пропагандировать фронду по отношению к учителям. Смотрите побольше Ксюши Собчак, MTV и так далее – и уважение к старшим, как говорится, как рукой снимет. Про что говорить, если детский юмористический «Ералаш» в последние годы становится рупором подросткового протеста, цинизма и скабрезностей!

На ТНТ в настоящее время идет «Универ», и никого, никаких депутатов особо не заботит, какой образ студенчества создается авторами. С точки зрения общего сознания, студенческий возраст волен распоряжаться сам собой, тогда как подростки пока находятся на попечении родителей. Именно эта родительская совесть в итоге оказывается задетой. Острая реакция на сериал, показываемый Первым каналом, на мой взгляд, реакция родительского и учительского самолюбия. Все слишком привыкли делать вид, что школа по-прежнему сохраняет свою гуманитарную функцию. Что где угодно в стране может быть плохо: в армейских частях и училищах, в детских домах, где-либо еще. Но по поводу школы необходимо во что бы то ни стало хранить наивный, сентиментальный консенсус: храм науки, первый звонок, прощальный вальс…

Я не жду от телевидения и г-на Эрнста лично ничего позитивного, каких-либо откровений. Первый канал в отличие от некоторых известных политических лиц относительно легко переживет и кризис, и предстоящие выборы 2012 года. Сериал «Школа» тоже наверняка Эрнстом согласовывалась с кем нужно. Можно даже представить, с кем именно и в каких кабинетах это происходило. С точки зрения системной политики Первый канал открывает новую стратегию манипуляции обывателем. Достаточно вспомнить «сюрпризы», преподнесенные Эрнстом на два последние Рождества, чтобы знающему человеку все стало понятно. Цинизм персонажей германиковой «Школы» – фирменный. Никакое здесь не откровение и не честность, как говорят, а попросту «легалайз» новой действительности. До какого-то момента разнообразные извращения насаждаются в закрытых сообществах, впоследствии же разворачивается их настойчивая манифестация массам. Если в СМИ поддерживается романтика, например, в отношении нудистов и «голых пляжей», следует ожидать, что нудистские «слеты» в скором времени переместятся в городские парки, под объективы телекамер. То же самое: если внутри школьной жизни назрела «клубничка» для того, чтобы интересующиеся могли лакомиться, телевидение наверняка сделает из этого историю на продажу.

Учительская корпорация должна понимать, что в данном случае ее делают крайней. Политика в стране за последние 15 лет – противообразовательная. Детей расхолаживают и целенаправленно отвлекают от учебы, учителям же предлагается, ни о чем не думая, читать свои «часы», техническим образом отрабатывая зарплаты. Но химера, где школа никого не воспитывает, а только дает знания, неуклонно подходит к концу. Ученик дезорганизуется, а вслед за этим улетучиваются и знания. Учителям не нужно замазывать проблемы и кое-как отбиваться от критики, потому что в итоге у нас не будет других виноватых в деградации поколения, но, наоборот, организоваться, выступить и сказать: все правда, и если общие условия не изменятся, не обманывайтесь – школа ничего не сможет сделать для детей и страны.

Второе – это выводы родительской стороны. Не нужно оправдывать ситуацию тем, что, дескать, в постановке краски сгущены и такой концентрации проблем, какая показана, не существует. Многие готовы признать, что в школе присутствуют и насилие, и алкоголь, и наркотики, и проституция даже. Но, дескать, «не в таких больших количествах»… Абсолютно тупиковая, порочная, иезуитская логика, призывающая бить в набат и бороться только с самыми крайними эксцессами. Тогда как в тени их стоят не менее сложные вещи. Например, порнография. Или транс-культура. Или что-то еще. Кто-нибудь среди защитников репутации школы может оценить и назвать степень проникновения в подростковую среду порнографии? Наметить меры борьбы? Нет, «лечить» предлагается в крайнем случае наиболее кричащие формы, такие как подростковая беременность или домашние бордели из несовершеннолетних. Правда же в том, что образование в соседстве с порнографией есть совершеннейший нонсенс. Сексуализованные отношения в среде школьников – крест на образовании и гарантия, что усилия педагогов пойдут в песок.

После просмотра сериала родитель начинает испытывать сложные чувства. Он понимает, что многие его опасения небеспочвенны. «Школа» на Первом смакует уродства – таков основной ее недостаток. Но, справедливости ради, еще труднее наблюдать за тем, когда из года в год, возвращаясь из школы, твой сын или дочь превращаются в неандертальцев.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте