Сейчас в Единой коллекции НФПК находится более 40000 ЦОР (цифровых образовательных ресурсов), а в хранилище ФЦИОР к концу года будет более 10000 ресурсов. Помимо этого на рынке присутствует довольно большое количество всевозможных электронных изданий. Поэтому перед преподавателями встает проблема: чему же отдать предпочтение и какими критериями довольствоваться, выбирая тот или иной ресурс из многих тысяч? Рассмотрим этот вопрос с технологической стороны.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Согласно исследованиям маркетологов, успех интернет-магазина на 80 процентов определяется удобной и простой навигацией по сайту, красивым дизайном и четкой классификацией товаров. По статистике, магазины-неудачники терпят крах по двум главным причинам: неправильно выбранная сфера торговли и неясная система заказа, когда покупатель и рад бы что-либо купить, но совершенно не понимает, как это сделать. Если в этом исследовании заменить «товары» на «образовательные продукты», оно вполне объективно обрисует нашу проблему.
Современному преподавателю мало знать свой предмет – он должен выступать еще и в роли эксперта электронных ресурсов. Это достаточно тяжело. Но если педагог все-таки начинает использовать ЦОР, он просто вынужден стать экспертом-универсалом, как с содержательной и концептуальной, так и с технологической и методологической точки зрения.
Курьез заключается в том, что каким-либо одним подходом тут не обойтись. Содержательная экспертиза, например, может давать положительное заключение даже в том случае, когда электронный ресурс абсолютно не годится для образования. Допустим, если просто просканировать учебник, пусть даже самый лучший, с министерским грифом, и загнать его в компьютер, вряд ли от этого будет какой-то толк и вряд ли им кто-то будет пользоваться, причем как на уроках, так и при подготовке к занятиям. Да и зачем это делать, если есть хороший традиционный учебник, напечатанный в привлекательном виде?
Отсюда вывод: если сайт или ЦОР по своему содержанию соответствуют строгим содержательным требованиям, это вовсе не значит, что ими можно будет эффективно пользоваться.
Технологическая же экспертиза может оценить не только новизну, но и адекватность использования ИКТ для решения конкретных педагогических задач. Это напоминает принцип весов: не имеет смысла брать слишком мощные средства для маленькой педагогической задачи и наоборот. Все это должно разумно сочетаться и легко использоваться.
Почему же упор делается именно на технологические принципы? К примеру, в США после праздников очень многие товары возвращаются в магазины, где их приобрели накануне. И это вовсе не сломанные, а вполне рабочие товары. В чем же причина? Оказывается, в том, что покупатели испытывают трудности с их эксплуатацией и нередко просто не способны понять, как заставить эти устройства работать.
Следовательно, содержание ресурса может быть прекрасным, движок – абсолютно рабочим, но несоответствие технологическим параметрам или требованиям приводит к тому, что всем этим добром никто не пользуется.
Технологии на самом деле играют огромную роль – иногда гораздо более важную, чем методика, которую нередко возводят во главу угла (в том числе и автор). Допустим, в темной комнате с мебелью стоит фикус, который необходимо полить, но включатель света находится за этим растением (по-русски нужно написать выключатель, но мы-то собираемся включить свет). Получается, что в этой системе есть абсолютно все, что нам нужно, – дверь в комнату, включатель, фикус, электричество, лампочка, вода и так далее. Но взаиморасположение всего этого таково, что мы вряд ли сможем полить растение, не перевернув горшок, не набив шишек или не споткнувшись на пути к включателю. И тут уже не помогут никакие, даже мастерски написанные методические указания по включению света в тёмной комнате.
Все это говорит о том, что именно технологические требования к ЦОР являются решающими, ибо от них зависят все остальные.
Возьмем простой пример. Например, перед вами три четырехкомфорочные газовые плиты с разным расположением включателей. Какой из них интуитивно более понятен и удобен? (Рис 1.)
Рис.1
При этом какую бы плиту вы ни выбрали, все равно спустя некоторое время вы научитесь безошибочно угадывать, что и куда нажимать. Но это будет потом. Спрашивается, нужно ли, разрабатывая ресурс, делать ставку именно на то, что пользователи рано или поздно сами научатся с ним работать? Разумеется, нет, ибо те, кто чего-то не понял сразу, скорее всего, просто больше сюда не придут, благо что выбор у них есть.
Следовательно, любой ресурс должен соответствовать определенным дизайн-эргономическим требованиям (которые мы также включаем в технологические в рамках данной темы). Об этом должен знать практически любой преподаватель, выбирающий цифровой ресурс для работы, но в первую очередь тот, кто сам собирается создавать нечто аналогичное. Если при работе с ресурсом человеку комфортно, значит, главное сделано, и только после этого можно обращать внимание на методическую составляющую.
Есть специальный научный термин «диосцена» – зрительная сцена на двухмерной поверхности, предназначенная для зрительного восприятия и информации человеком и целиком лежащая в поле зрения. Существуют определенные закономерности, где и что лучше всего располагать на экране для достижения максимального эффекта. Ведь расположение элементов должно соответствовать проблеме и помогать нам конструировать собственные знания. Необходимо, чтобы текстовая парадигма в образовании уступила место визуальной (но, конечно, не нужно отменять тексты вообще).
При разработке ЦОР следует помнить о том, какую огромную роль здесь играет цвет. Очень многие рисунки и схемы могут быть выполнены прекрасно с точки зрения правильности, но если их раскрасить в яркие или тяжелые, давящие тона, они будут отталкивать нас, мешать сосредоточиться на содержании, смысле изображения. Кстати, мало кто из создателей контента помнит о том, что в схемах и рисунках не должно быть слишком много прямоугольников. Дело в том, что, как утверждают психологи, любые углы – визуально агрессивная структура, поэтому лучше их сгладить. (Рис. 2)
Рис.2
Кстати, даже клеточки в школьных тетрадях – тоже своеобразная визуальная агрессия, особенно для городских детей, которые и без того видят вокруг одни лишь прямые линии.
Если на рисунке изображена экспериментальная установка, то ей должно быть уделено главное место. Но иногда ее почему-то отодвигают в сторону, а центральную площадь отводят статичным изображениям – описаниям установки и заданиям. (Рис. 3)
Рис.3
Дизайн должен быть экономным, неагрессивным, не содержать ничего лишнего. Одна из наиболее распространенных ошибок – нерациональное использование площади и размещение на ней чрезмерно больших, лишних, ненужных блоков или пустот. Зачем, к примеру, на каждой странице напоминать, что мы работаем именно с Алгеброй? Неужели пользователь постоянно забывает об этом? Почему мы должны постоянно смотреть на логотипы фирм-разработчиков (они находились в нижней части экрана, но специально «закрыты» автором)? Разве основная цель состоит в том, чтобы запомнить того, кто разработал этот ресурс? (Рис 4. Примечание. На этом экране закрашены логотипы фирм, находящиеся в нижней части экрана.)
Рис.4
Чтобы навигация по сайту была простой, она должна содержать минимум элементов – для новичков, желательно, вообще не более десяти. Иногда создатели не учитывают возраст тех, на кого рассчитан ресурс. К примеру, для первоклашек, которые только начинают изучать букварь и порой еще не умеют считать, вряд ли уместно давать набор кнопок, пронумерованных от 1 до 33, по количеству заданий, а сверх этого добавить еще 11 кнопок. (Рис. 5)
Рис.5
Образовательный сайт или сложный электронный ресурс должны содержать тщательно скомпонованный набор тех ресурсов, которые лучше всего решают конкретные задачи. Это касается графических и текстовых объектов, видео- и аудиоинформации. При этом важно, чтобы предложенные файлы не были слишком массивными, а аудиолекции или фрагменты фильмов – чересчур длинными. Необходимо использовать такие плейеры, чтобы фрагмент можно было бы остановить в любой момент и прокрутить его несколько раз.
Размещая в ЦОР репродукции картин, очень важно сопровождать их сопутствующей информацией – название, автор, когда написана, где находится, размеры. На Западе уже давно принято, размещая фото, обязательно указывать, откуда оно заимствовано, в чьей собственности находится. Это приучает детей не только воспринимать картины комплексно, но и уважать чужие авторские права.
Иногда на экранной странице невозможно обойтись без больших блоков текстовой информации. Но тут важно учитывать закономерности сочетания цвета, шрифта и фона, размеры букв, а также некоторые другие моменты, в частности, то, что шрифт всегда должен быть на ровном фоне, что при проецировании на большой экран цвета могут значительно изменяться.
Компьютер предоставляет учителю очень большие возможности, о которых раньше можно было лишь мечтать. Несколько лет назад, рассказывая, например, о завоеваниях Македонского, приходилось либо иметь под рукой несколько карт, иллюстрирующих отдельные периоды правления полководца, или загружать всю информацию на одну карту, что очень мешало восприятию темы. Теперь можно обходиться очень простой картой, на которой те или иные данные появляются и исчезают благодаря одному нажатию клавиши. А ведь любой практик скажет вам, что иллюстрация с элементами интерактивности гораздо более полезна, чем обычная статичная картинка. К тому же успешное сочетание анимации и текста дает возможность иллюстрировать параграфы электронных учебников динамичными картинками. (Рис. 6)
Рис.6
Наконец, на мониторе можно провести те эксперименты, которые довольно сложно выполнить в реальной обстановке – например, если там участвуют подопытные животные. Здесь появляется возможность неограниченное количество раз менять условия, отслеживать изменения, повторять и так далее. (Рис. 7)
Рис.7
При этом ни одна мышь или ящерица не пострадает, а в классе не будет визга девочек. На таком примере можно знакомить и с основами исследовательской работы.
В таких коротких заметках трудно подробно ознакомить со всеми принципами технологической оценки ЦОР, необходимыми для качественного отбора ресурсов, но, как мне кажется, этого достаточно, чтобы дать преподавателям пищу для размышлений, а также заложить основы для последующей экспертной работы преподавателя.
Сергей ХРИСТОЧЕВСКИЙ, заведующий лабораторией «Проблем информатизации образования»
Института проблем информатики РАО
Комментарии