search
main
0

Ни слова о школе! Экспертное сообщество в минувшем учебном году больше всего волновало профессиональное образование

В завершившемся учебном году в образовании случилось много позитивных перемен: ряду крупных вузов страны разрешили проводить дополнительные вступительные испытания, другие отечественные вузы вырвались вперед в международных рейтингах, в пилотном порядке протестировали долгожданный ФГОС для детей с ОВЗ… Было и много проблемного: в некоторых регионах под более или менее благовидными предлогами педагогам задерживали зарплату, не раз всплывала проблема нормативов рабочего времени, и, конечно, один из последних всплесков общественного негодования вызвала организация сдачи ЕГЭ, по итогам которой выпускникам неожиданно не хватило бланков… Говорят, что хорошее забывается быстро, а плохое надолго застревает в памяти. О каких же событиях 2015-2016 учебного года образовательное сообщество вспомнит еще не раз? Этот вопрос обсудили в НИУ ВШЭ на итоговом семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования».

Чтобы конкретно разобраться в том, что оказалось актуальным, а что осталось проходным, в преддверии семинара его постоянным участникам и всем небезразличным к проблематике современного образования предложили составить мини-рейтинг наиболее острых тем 2015-2016 учебного года. В итоге почти 500 респондентов вынесли свой вердикт. Удивительно или даже несколько настораживающе выглядит тот факт, что в лидерах списка не оказалось ни одного вопроса школьного уровня. Участники семинара всерьез задумались: означает ли это, что образовательное сообщество в целом перестало быть школоцентричным или просто о школе устали говорить, потому что больше ничего нельзя изменить? Неужели образовательное сообщество опустило руки? Впрочем, это скорее вопрос на ближайшую перспективу…Если же говорить о тройке тем-лидеров, то она сконцентрировалась вокруг проблем, касающихся развития профессионального образования – среднего и высшего. Как отметил заведующий проектно-учебной лабораторией «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ Дмитрий Семенов, высшее образование сегодня не испытывает таких дефицитов, которые можно наблюдать на других образовательных уровнях, хотя на него активно надвигаются и ставят свои вопросы открытые онлайн-курсы и другие формы освоения профессиональных навыков. Активная государственная политика по реорганизации системы и даже выводу отечественных вузов на мировой уровень дает здесь свои плоды: проект «5-100» помогает вузам пересмотреть свои приоритеты и развиваться, программа опорных вузов способствует региональному социально-экономическому и промышленному развитию регионов. Особую роль перемены в высшем образовании сыграли и для педагогических вузов. Так, по мнению ректора МПГУ Алексея Семенова, сегодня в обществе уже весьма редко можно встретить тех, кто не понимает, что такое педвуз и зачем он нужен; ушло пренебрежение, появилось понимание того, насколько высокие задачи стоят перед высшими учебными заведениями, выпускающими современных учителей.В то же время говорить о том, что все идеально, пока рано. Так, на третьем месте в списке топ-тем в образовании, волновавших общественность в минувшем учебном году, оказалась в целом совсем не новая тема – реорганизация вузов путем их объединения (это показалось любопытным 23,3% респондентов). Интерес к этому вопросу сохраняется, по мнению Дмитрия Семенова, потому, что стали заметны не только позитивные стороны подобной реорганизации системы высшего образования. Никто не отменял тот факт, что сокращение сети вузов потенциально повышает риск уменьшения охвата высшим образованием, а если мы гордимся тем, что оно в стране массовое и выполняет, в общем-то, немало значимых социальных функций по организации молодежи, то здесь стоит задуматься… Последние исследования, по словам Дмитрия Семенова, показывают, насколько неоднородной стала доступность высшего образования по регионам.На втором месте среди наиболее знаковых событий 2015-2016 учебного года, по мнению экспертов НИУ ВШЭ (25,6% ответивших), оказались развитие движения WorldSkills в России и проведение Национального чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia 2016. И это тоже не случайно. По словам пресс-секретаря WorldSkills Russia Евгения Колчева, в России, как и ранее в Великобритании, в этом движении увидели потенциал так называемой мягкой силы, меняющей привычную парадигму мышления «будешь плохо учиться – окажешься в ПТУ» и помогающей формированию принципов аудита системы профобразования в стране. И сегодня, несмотря на то что сначала WorldSkills активно не принимали (в том числе за нерусское наименование и мнимую дополнительность на фоне существующих конкурсов профессионального мастерства среди учащихся СПО), для многих ребят шанс поучаствовать в этом конкурсе становится внутренним мотиватором научиться чему-то большему и заявить о себе потенциальному работодателю.На первом же месте по итогам опроса НИУ ВШЭ оказалась вновь тема, касающаяся высшего образования, – предоставление МГУ и СПбГУ права присуждать ученые степени (30,2% респондентов). За этим, как отметил научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, стоит ожидание профессиональным сообществом большей академической свободы и в позитивном смысле – усложнения системы высшего образования, к которому мы в целом постепенно идем.Впрочем, чтобы обсуждать трудные вопросы, не всегда нужны рейтинги и топы. Есть вещи, очевидно и систематически волнующие общественность и профессиональное сообщество. Среди таких тем – дошкольное образование.Еще недавно главной заботой и вопросом номер один здесь был охват. Сегодня, по словам директора Института развития образования Института образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, для отмеченной даже на государственном уровне возрастной когорты – с 3 до 7 лет – в 80% регионов наблюдается 100-процентный охват. Даже частные детские сады стали отказывать в приеме детям до 3 лет, чтобы добиться установленных показателей по охвату в этой возрастной группе. Тем не менее в стране есть регионы, где в силу своей специфики этот вопрос пока еще окончательно не решен. Такая ситуация, по словам Ирины Абанкиной, в основном характерна для субъектов Северного Кавказа.В целом же за два последних года в рамках мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ удалось выявить еще ряд проблем… В основном все они касаются того, как дошкольные организации реагируют на кризисную ситуацию в стране. Остается актуальным вопрос роста родительской платы. И в государственных дошкольных организациях, и в негосударственных его темпы в течение минувшего учебного года оказались на уровне 10%, но если это было мало ощутимо для родителей детей, посещающих негосударственные детские сады, то совсем другая ситуация сложилась в государственных. Вообще, по словам Ирины Абанкиной, эти перемены негативно сказались даже на наполнении рациона детей в государственных дошкольных организациях. Обязательством кормить детей свежими фруктами и овощами в ряде детских садов пренебрегают, вольно подменяя их сезонными, а это обычно подразумевает использование замороженных овощных смесей. Полезность тех и других для растущего организма, конечно, неравноценна.Острее в 2015-2016 учебном году почувствовали на себе родители и негласные обязательства по содействию в ремонте, закупке игрушек и иной раз даже мебели для детских садов.Также в целом, по мнению Ирины Абанкиной, сохраняет свою актуальность и проблема территориальной доступности дошкольных организаций. В негосударственные 58% дошкольников добираются на личном автомобиле родителей и еще 10% на общественном транспорте. И пусть эти показатели для посещающих государственные детские сады в два раза ниже, говорить о том, что проблема решена, пока еще очень рано.Но на этом фоне весьма радостным оказывается то, что сегодня в содержательной стороне работы детских садов наконец появилось то, что закладывали во ФГОС, – счастливое проживание детства. Родители это чувствуют и, по словам Ирины Абанкиной, нередко отмечают в опросах как условие нормального функционирования детского сада. К тому же сегодня налицо факт достижения консенсуса родителей и педагогов дошкольного образования по тем качествам и способностям, которые нужно привить дошкольнику: и те и другие в основном называют здесь трудолюбие, уверенность в своих силах, чувство ответственности, толерантность и хорошие манеры.Точно такие же содержательно позитивные перемены участники семинара заметили и в области бурно развивающегося в последний год в стране дополнительного образования и одного из его направлений – эдьютеймента. С одной стороны, можно было бы сказать, что в обучении через развлечение нет ничего необычного, но с другой стороны, нельзя не признать, что благодаря новым технологиям оно приобретает сегодня весьма интересные формы. В основном, по словам директора Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергея Косарецкого, эдьютеймент представлен в России так называемыми городами профессий, а также музеями науки, исследований и открытий.Если говорить о таком формате, как города профессий, то на сегодняшний день в целом по стране существует около 30 таких структур (в том числе и знаменитые КидБург, Кидзания, Мастерславль), которые охватывают более 20 субъектов и прежде всего, конечно, крупные города. Появляются такие структуры при участии крупных представителей бизнеса, которые таким образом решают и свои рекламные задачи, и активно занимаются профориентацией молодежи. Впрочем, зачастую города профессий предпочитают оставаться организациями культуры и досуга, не лицензируясь как образовательные организации, хотя и решают множество образовательных задач.Вторым стремительно развивающимся направлением дополнительного образования, по словам Сергея Косарецкого, стали кружки робототехники. За последние несколько лет охват детей в них вырос в 10 раз, и большую роль в этом движении стали играть по понятным причинам технические вузы, которые помогают заинтересованной в развитии этой области молодежи найти себя как можно раньше и буквально выращивают своих потенциальных абитуриентов.По мнению Сергея Косарецкого, особое значение дополнительного образования ощутили и, что называется, наверху: многие подобные инициативы в минувшем учебном году получили грантовую поддержку, и это не только созданные уже в нескольких регионах детские технопарки «Кванториум», но и даже проекты организационно-экономических изменений в дополнительном образовании, предложенные в Астраханской, Вологодской, Тульской областях, Пермском крае, Татарстане и Якутии, а также Ханты-Мансийском автономном округе.В то же время директор центра образования «Царицыно» №548 Ефим Рачевский предложил пойти еще дальше: он отметил, что можно и вовсе отказаться от термина «дополнительное образование», потому что для одного ребенка одни занятия дополнительные, а для другого – основные, и наоборот. Тогда, по его мнению, мы действительно сможем приблизиться к тому, что сегодня видится как персонализированное образование. В целом звучит убедительно, ну а насколько это реализуемо, своевременно и целесообразно – узнаем в следующем учебном году…Оказывается, 80% учебников, которыми пользуется современная школа, созданы до 1991 года. Так что, о каких бы преобразованиях мы ни говорили, сегодняшняя школа живет частично в прошедшем времени…P.S. А чем запомнился минувший учебный год вам? Пишите: aadanilina@mail.ru. Обсудим!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте