search
main
0

Ни протеста, ни обиды

«Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает памятью».

Эти слова принадлежат Д.С.Лихачеву, великому русскому ученому, педагогу.

Что и говорить о человеческой памяти… Работая с детьми, видишь, как хочется ребенку гордиться своей семьей, как болезненно дети переживают, если кто-то критически отзовется об их родителях. Парадокс, но чаще это касается семей, которые мы называем неблагополучными. Ребенок словно старается сохранить те редкие минуты семейного тепла, которые были в его жизни или мечтах.

И другой пример. Подросток имеет все. Дорогой сотовый телефон – пожалуйста, деньги на развлечения – пожалуйста. А на вопрос: «Неужели ты не видишь боль в глазах мамы из-за твоего поведения? Ведь ты имеешь все, чтобы быть благодарным своим родителям» – отвечает: «А что хорошего они мне сделали?»

«Беспамятный» – так называет Лихачев человека неблагодарного, а следовательно, и не способного на добрые, бескорыстные поступки.

Нынешнее поколение формируется в обществе, которое отрицает почти вековую страницу истории нашей страны, подвергает критике все, что было в годы советской власти. Морально ли это?

В одном из учебников иностранного языка перечисляются типичные черты характера русского человека: ленивый, расточительный, ненадежный… И с болью вижу, что у детей это перечисление не вызывает протеста, обиды. Да и откуда им взяться, если привычными стали слова, звучащие с экрана телевизора, со страниц газет, что мы живем «в стране дураков»?

А вот что пишет об этом Лихачев: «…я уже обращал внимание на некоторые черты русского характера, на которые в последнее время как-то не принято обращать внимание, – на доброту, открытость, терпимость, отсутствие национального чванства и пр. А что касается русских недостатков, то я вовсе не считаю русский народ их лишенным: напротив, их у него много, но… Можем ли мы характеризовать народ по его недостаткам? О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу, самому малочисленному! Эта позиция самая верная, самая благородная. Вот почему так важно воспитывать молодежь в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной».

Надежда НИКИТЕНКО, учитель немецкого языка школы №1, отличник просвещения

Карасук, Новосибирская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте