Министр образования и науки РФ Андрей ФУРСЕНКО встретился с членами Комитета по образованию Государственной Думы РФ и ответил на их вопросы о том, каким видит развитие системы образования в ближайшее время. По сути дела, депутаты устроили министру небольшой экзамен, но Андрей Александрович подготовился к нему весьма основательно, во всяком случае сразу в его руках появился текст-шпаргалка, подготовленный загодя, во всех ответах чувствовалась определенная осторожность: министр взвешивал каждое сказанное слово, что вообще в других случаях ему, кажется, не свойственно. Но если общее содержание выступления было в той или иной степени известно всем, то что же интересовало депутатов?
– Вы говорите о том, что будет принят интегрированный закон об образовании. Что он будет собой представлять?
– Обновленные организационно-экономические механизмы найдут отражение в этом законодательном акте, интегрирующем все уровни системы образования. Работа по его созданию начата, она ведется в тесной связи с Российским союзом ректоров, и наша совместная задача на ближайшее время – определить будущий облик ключевого регулирующего документа системы образования.
– Какие критерии предъявляются к образовательным учреждениям, претендующим на выпуск магистров?
– Лидер в этой работе МГУ имени М.В.Ломоносова, который сегодня имеет больше всего магистерских программ, в котором реализуется более 50 инновационных магистерских программ, разработанных совместно с крупнейшими отечественными фирмами и Российской академией наук. Само по себе это уже говорит о том, какие требования предъявляются к вузам. Если перечислить их, то это прежде всего высокий уровень научно-исследовательских магистерских программ (известно, что по индексу цитирования МГУ занимает первое место в России, оторвавшись не только от других университетов, но и от всех институтов Российской академии наук), это наличие профессоров, докторов наук с соответствующим базовым образованием, это обязательная переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по тематике магистерской программы, ее качественное научно-методическое обеспечение. Кроме того, мы сейчас обсуждаем вопрос о критериях для магистратуры, которая ориентирована на практику, эту работу мы ведем совместно с представителями бизнеса, работодателями.
– Каким образом предполагается введение интернатуры в системе педагогического образования?
– Этот вопрос звучал в выступлениях нашего президента и по итогам заседания Совета при президенте, которое состоялось 15 октября 2008 года, нам было поручено рассмотреть вопрос о введении годичной интернатуры для выпускников педагогических вузов, включение прохождения практики в школе. Эта инициатива прозвучала от учителей, в настоящее время законодательство относит интернатуру только к медицинскому образованию. Что мы делаем? Во-первых, мы начали анализ имеющейся в педагогических вузах практической подготовки учителей, опыта проведения годичной педагогической практики. Такой опыт есть в Московском городском педагогическом университете, мы должны посмотреть, кроме всего прочего, нормативный, финансовый, организационный механизм формирования интернатуры, определить статус того, кто находится в интернатуре. Кроме этого, нужно провести, прежде чем вводить ее для всех педагогов во всех педагогических вузах, апробацию интернатуры на базе нескольких регионов, обобщив затем полученные результаты. То есть это вопрос не сверхбыстрый. Но что могу сказать точно? В новых педагогических стандартах количество практики будет существенно увеличено. Практика для людей, которые будут учиться в педвузах и претендовать на то, чтобы быть педагогами, будет весьма существенно увеличена, это мы предусмотрим в новых стандартах.
– Какие перспективы ведения профессиональной ориентации выпускников высших учебных заведений? Насколько эта идея актуальна?
– Во-первых, всем известно, что такая практика существует в стране. Она существует у медиков: человек окончил медицинский институт, но это не значит, что его допустят до больных. Он, кроме всего прочего, должен пройти аттестацию не только после интернатуры, но еще и по определенным направлениям. Существует такая практика в юриспруденции, и в принципе, наверное, такая практика может быть расширена. Что предпринимаем? Первое – создается центр сертификации и квалификации, где любой работник, достигший определенного уровня профессионализма, с помощью разных возможностей может подтвердить свою квалификацию. Эта вещь, может быть, должна быть добровольной, при этом если это будет введено достаточно активно, с участием работодателей, то добровольная аттестация даст человеку дополнительные возможности для получения интересной, высокооплачиваемой работы. К 2012 году мы планируем создание примерно 60 региональных отраслевых центров по сертификации во всех округах и в перспективе считаем, что к 2020 году их будет не менее 500. Второе направление – возможность пройти общественно-профессиональную аттестацию для выпускников вузов наряду с государственной. Идея опять же абсолютно актуальная, но для того чтобы это сделать, надо, кроме всего прочего, в психологическую практику, в первую очередь в экономике, ввести понимание того, что человек, который прошел такую аттестацию, действительно заслуживает первоочередной поддержки, выдвижения на интересную работу, на повышение оплаты труда и так далее. Такую работу мы ведем, и я могу сказать, что вообще в этой практике работодатели показывают достаточно высокую заинтересованность, они работают вместе с нами.
– Какие перспективы у разработки профессиональных стандартов?
– Вообще разработкой профессиональных стандартов занимается Российский союз промышленников и предпринимателей. Мы довольно активно с ним работаем, РСПП создал специальное Национальное агентство по развитию квалификации и Совет по рассмотрению профессиональных стандартов. Общие подходы, как я понимаю, в РСПП обсуждены, с точки зрения реализации ситуация похуже, сейчас пока утвержден один профессиональный стандарт в области ресторанного бизнеса. Рестораторы проявили самую большую активность. Рассмотрены проекты в области ИКТ и в области управленческой деятельности. Думаю, что это не случайно, ибо все это самые рыночные области, поэтому они и разрабатывают профессиональные стандарты. Мы согласовали проект постановления Правительства РФ об утверждении Положения о квалификационных профессиональных стандартах, который подготовлен Минздравсоцразвития РФ, в этом постановлении определен механизм организации работ по разработке профстандартов. Этот документ будет нормативно-правовой основой для разработки этих стандартов в соответствующей сфере деятельности. Могу сказать, что вообще отсутствие профессиональных стандартов осложняет работу по подготовке образовательных стандартов, потому что раз нет профстандартов, то дальше сложней определить, к чему готовиться. Мы заинтересованы и поэтому участвуем с работодателями в этой работе, по крайней мере во всех условиях конкурсов, тендеров по разработке образовательных стандартов, обязываем всех разработчиков привлекать работодателей. Насколько я знаю, практически по всем направлениям работодатели добровольно участвуют в этой деятельности.
– Что ожидается в сфере высшего педагогического образования?
– Мы считаем, что, во-первых, сохранение и развитие педагогических университетов в регионах определяется их ролью в решении проблем кадрового обеспечения средней школы. Если она высока, то педагогический вуз успешно развивается. Я могу привести в пример два московских педагогических вуза: Московский областной педагогический университет и Московский городской психолого-педагогический университет. Оба университета активно работают именно на ту сферу, для которой они предназначены, и большая часть их выпускников остается в этой сфере. С другой стороны, мы хорошо знаем, что в некоторых педагогических вузах процент трудоустройства по специальности не превышает 10-15, а качество подготовки очень низкое. Могу сказать, что во многих регионах местные власти ставят вопрос о том, что им эти вузы не очень сильно нужны, каждый случай мы рассматриваем отдельно, но не следует забывать, что в послании президента сказано: конечно, мы должны развивать педагогическое образование, но при этом сделать так, чтобы в школы могли идти люди, которые и не получали педобразование, но при этом имели хорошую базу. Например, человек оканчивает классический университет, и мы уже сегодня имеем практику, когда выпускник в классическом университете в рамках действующих стандартов получает две квалификации – историк и преподаватель истории, филолог и преподаватель соответствующих языков.
– Каким образом будут учитываться интересы регионов при реорганизации вузов, важно ведь сохранить педагогическое образование?
– На этот вопрос можно очень подробно отвечать, так как если говорить о реорганизации, то он касается в первую очередь реорганизации филиальных сетей. У нас цифры очень впечатляющие: полторы тысячи вузов и примерно 2200 филиалов, сегодня мы имеем огромное количество обращений регионов с просьбами помочь упорядочить эти сети, а может быть, добиться того, чтобы в сетях высшего образования остались только те учреждения, которые действительно дают качественное профессиональное образование. Мы должны учитывать эти предложения регионов, и это первое, чем мы будем заниматься, с учетом мнения регионов мы будем помогать им оптимизировать сеть. При этом есть несколько задач. Первое – сохранить те учреждения, в которых реально присутствует нормальная материально-техническая база и квалифицированные специалисты, причем те, кто входит в штат, у кого это основное место работы. Второе – добиться, чтобы были учтены интересы всех настоящих и будущих студентов, если говорить о сегодняшних, то какая бы ни была реорганизация, мы не должны нарушить права тех ребят, которые не просто учатся, а учатся добросовестно, то есть пришли за знаниями. Наконец, третье – мы должны думать о том, чтобы интересы будущих студентов были учтены максимальным образом в том смысле, чтобы они поступали в достойные учебные заведения. Это все полностью соответствует подходу регионов, и у нас не было ни одного случая, когда бы наши подходы расходились с пожеланиями региональных властей. Единственно, что они сетуют на то, что мы излишне медлительны, регионы считают, что мы должны быть более жесткими по части закрытия филиалов и некоторых вузов. Но, повторяю, тут существуют достаточно серьезные социальные проблемы, и переступать через них мы не имеем права. Что же касается сохранения высшего педагогического образования, то мы руководствуемся в первую очередь теми задачами, которые перед нами поставил Президент РФ. Прежде всего потому, что это соответствует нашим взглядам и нашим предложениям. Ни один педвуз не будет закрыт без четкой оценки его роли в развитии региона. Напомню: у нас сейчас 285 университетов, в Советском Союзе был 31 университет, многие из российских университетов возникли из педвузов. Неформально скажу: не вижу большого греха, если этим бывших педвузам – нынешним университетам – будет доверено готовить педагогов.
– В связи с переводом на уровневое профессиональное образование какая роль отводится среднему профобразованию? Что такое прикладной бакалавриат?
– Мои ответы на вопросы – не императив, я так понимаю, что вопросы, которые мне задают в Госдуме РФ, потом становятся основой для некоторого обсуждения. Я могу сказать о нашей точке зрения и о нашем подходе, заинтересован в том, чтобы и депутаты свою позицию сформировали, высказали, уверен, что всем нам это будет полезно. Сегодня, во-первых, происходит создание интегрированных образовательных учреждений, где наряду с вузами в рамках одного учреждения присутствуют и учреждения среднего профессионального образования. Это позволяет существенно улучшить качество подготовки в этих учреждениях. Я не говорю о случаях, когда такое объединение производится исключительно для того, чтобы прибрать к рукам собственность, такие случаи, к сожалению, тоже есть, мы с ними разбираемся, я говорю о значительном количестве абсолютно добросовестных проектов, предложений, когда объединение продиктовано заботой о том, чтобы улучшить качество среднего профессионального образования. Мы считаем, что наряду с классическим бакалавриатом, который дает базу для развития работы по целому ряду направлений и специальностей, возможно появление прикладного бакалавриата, который ориентирован на подготовку высококвалифицированных специалистов по абсолютно конкретным направлениям. Это связано, например, с подготовкой эксплуатационщиков в области высоких технологий, высококвалифицированных исполнителей в таких областях, как информационно-коммуникационные технологии. Существует достаточно успешный мировой опыт – сейчас мы его не просто изучаем, но и используем: в частности, неуниверситетское образование, которое заканчивается не по чисто академической линии, а конкретными прикладными компетенциями, очень хорошо развито в Швейцарии, Германии, оно дает специалистов высочайшего уровня, статус которых ничуть не уступает статусу людей, которые развиваются по академической линии. В этом плане мы считаем, что прикладной бакалавриат должен развиваться и что позиции человека, который получил соответствующую квалификацию, ничуть не должны уступать позициям любого другого специалиста, который получил высшее образование.
– Определен ли перечень направлений подготовки и тех вузов, которые будут выпускать специалистов?
– Проект постановления Правительства РФ на основе анализа поступивших предложений (а их было более 400) подготовлен, в ноябре мы отправим его на согласование во все заинтересованные министерства. То есть этот проект будет доступен, и естественно, что по результатам согласования, по всем тем пожеланиям, замечаниям, предложениям, которые получим от наших коллег, будем делать коррекцию. В перечень, который нами подготовлен, вошли те специальности, по которым традиционно, на протяжении многих лет, вырабатывали технологии моноподготовки, которые бы интегрировали образовательную и практическую деятельность в период всех пяти лет обучения. То есть это принципиально моноспециальность – пять или более лет. Кроме этого, право на реализацию программ подготовки специалистов получат вузы, которые пройдут соответствующую процедуру лицензирования, и над лицензионными требованиями мы тоже работаем. Этим занимаются наши вузы, служба по надзору, но и министерство от этого не уходит.
Комментарии