Сегодняшнее черчение в школьной табели о рангах – где-то после двенадцатого места, далеко за физкультурой. Хотя к урокам Натальи Тереховой из 898-й школы это не относится. Ей не нужно требовать от учеников внимания – чтобы слушали, чтобы не отвлекались.
За несколько лет она вывела свой предмет в число не просто любимых, но и главных в школе. Кстати, называется он теперь – школьная графика.
-Графика – это своего рода набор гимнастических снарядов для ума и для характера – говорит она. – В то же время, это безумно интересная штука как для ученика, так и для учителя. И она совсем не скучная, правда, заниматься нужно непрерывно и постепенно…
Сколько помню, отметка за черчение в аттестат не шла. Теперь ему и вовсе выпала роль неприкаянного безработного системы нашего среднего образования. Во многих школах вообще не знают, что это такое. А в школе №898 этот предмет осознанно и продуманно выведен в профилирующие предметы. Черчение в более или менее полном, не усеченном виде в Москве преподается всего в пяти школах. На базе таких учебных заведений на Юго-Западе столицы создана окружная творческая педагогическая лаборатория по непрерывному графическому образованию. Здесь работают педагоги, которые живут надеждой, что однажды (как, например, во Франции или в Японии) им удастся вернуть школьную графику с обочины школьной программы на ее главный фарватер. Возглавляет лабораторию Тамара Матвеева, коллега Тереховой из другой школы – 533-й (директор М.И.Катилина). Сколь драматично ни складывалась бы судьба школьной графики, считает Матвеева, «запаса плавучести» на сколько-то лет хватит. Эта уверенность и определяет повышение статуса предмета в их школе в соответствии с требованиями высокотехнологичного ХХI века. В частности, класс информатики здесь оснащен как база преподавания самого современного черчения. Только один факт: в 533-й школе используется программа «Компас 3D LT», разработанная фирмой «Аскон» из подмосковной Коломны. Нажатием клавиши вы вызываете на дисплей нужную геометрическую фигуру, моделируете ее формы, устанавливаете ракурс. Компьютер обеспечивает любое действие на плоскости и в пространстве. Ну а как же традиционные циркуль, другие инструменты? Вопреки установившемуся мнению, что они отжили свой век, поднимать руку на базисный мануальный этап графической грамоты участники лаборатории сочли бы святотатством.
Хотелось все это представить себе изнутри. Вначале мы с ребятами разговорились о «пустяках». Они мне показывали, кто на что горазд. Иной из нас вздрогнет в ужасе, когда его попросят разделить с помощью циркуля окружность на семь… или на двадцать семь равных дуг. Здесь такая реакция вызовет улыбку участия. Семиклассник покажет, как решается гораздо более сложная геометрическая задача «на скорость» при условии, что 90 процентов решения основаны на правильности чертежа. С «развертками» мы все когда-то в нежном возрасте имели дело, когда выклеивали кто самолетики, кто корабли, кто кукол из плоского бумажного контура. Здесь ученики запасаются такой разверткой не в готовом виде, а выкраивают ее сами – так, что при склеивании совмещаются все швы. Десятки дивных и невероятных образов – в жанре оригами – также будут выскакивать к вам из готовальни, как черти из табакерки…
Они не устанут удивлять пришедшего на их урок гостя. Твердой рукой, без циркуля, нарисуют идеальную окружность. Точно так же, от руки, изобразят равносторонний треугольник. Думаете, просто? Попробуйте – и то, и другое дается не всем выпускникам технических вузов.
Ребенок здесь пластично и безболезненно подводится к восприятию геометрии и тонкостей программ компьютерного графического редактора. Терехова уверена: после ее уроков ребенок будет смотреть на компьютер уже не как на идола или на «отстойную» игрушку, но как на кибернетического компаньона…
Сомневающийся найдется: нет ли тут перекоса по части графики? Право учить молодых уму-разуму неспроста захватили литература, история, иностранный язык. Но исходя из того же прагматического посыла, нельзя не признать, что черчение востребовано повсеместно. Его ведущие позиции в инженерном деле – истина, что называется, по определению, но без черчения не сделаешь ни шагу и в физике – вспомним работу с векторами, оптику. Черчение – не бедный родственник и в химии – аксонометрия как важная составляющая графики помогает в изучении кристаллов… Тем не менее в большинстве наших школ черчения нет вообще. Кое-где, местами дяди и тети тешат себя абсурдной надеждой, что все премудрости графики, от изображения линий и до сборочных машиностроительных чертежей (!), можно втиснуть в 34 часа, растянутых по программе одного 9-го класса.
Сэкономив в малом, мы проигрываем в большем. Где нет школьной графики, нечего ожидать подготовки классных, отвечающих уровню нового века инженерных кадров. В этом смысле можно кое-что почерпнуть из бесед с первокурсниками МГТУ имени Баумана. 9 из 10 студентов в ответ на вопрос об отношении к курсу промышленного черчения роняют хлесткое словечко – «испытываем стресс». По их словам, в школах, которые они заканчивали, черчение можно было прогуливать. Неудивительно, что сегодня в любом вузе практикуется изготовление чертежей за деньги, а то и выкуп положительных оценок. Впечатляют и цифры отсева студентов, кто не в ладах с черчением.
Хотя, может, так оно и лучше? Какие бы из них вышли инженеры?
В свое время Наталья Владимировна тоже заканчивала МГТУ, и проблем с черчением у нее не было. Теперь она делает все, чтобы их не знали ее ученики…
– С пятого класса, – говорит она, – мы ставим глазомер, укрепляем руку, занимаемся общим развитием. Работаем с цветными карандашами. Кое-что привносим от игры, от рисования. Инструментов пока не даем… В 6-м отрываемся от евклидовой плоскости и переключаются на объемные характеристики. А в 7-м мы уже на пороге геометрии. Знакомим с символической записью – как выглядит параллельность, перпендикулярность. Коллеги-математики, кстати, тому не нарадуются. Благодаря нам они экономят время и переключают высвободившиеся часы на решение задач…
Черчение, по ее словам, прокладывает тропинку к творчеству. Эта тропинка приведет их к «архимедову телу» в виде закрытой сборно-разборной сферы, к «курносому кубу», у которого срезаны углы. К танграму – особого кроя квадрату, из частей которого можно сложить всякие фигуры (Забава Наполеона в изгнании)… Семиклассник разрабатывает оригинальный колпак для автомобильных колес, а его соседка по парте – эскиз ювелирной звездочки-кулона. Если же вы явитесь на урок в тот же класс через зиму-другую, то увидите, как дети выдают эскизный рисунок сложной машины – станка, пресса и даже жилого дома.
– Школьной графике, – говорит Тамара Матвеева, – спасибо уже за то, что неким опосредованным способом она помогает выпрямлять и, извините за дерзость, реанимировать мышление. Жаль будет, если мы упустим возможность по-настоящему запрячь черчение в работу с детьми, не воспитаем учительские кадры и не увеличим уроков в сетках школьного расписания. Заметьте: в школах, где черчение преподается как профилирующий предмет, высок процент попадания в вузы, десятки старшеклассников посещают университетские лекции… С другой стороны, позитив черчения в том, что есть вещи, от которых оно может избавить. У многих ребят сегодня превалирует аморфное сознание, их увлекают пустяки. Известный персонаж в «Мертвых душах» витийствует о несбыточных прожектах, но его слова свидетельствуют только о том, что в детстве он едва ли брал в руки циркуль. …А ведь школьная графика формирует диаметрально противоположный тип сознания. Не буду далеко ходить. Один из моих учеников на каждом углу говорил, как он ненавидит черчение. В целом он учился прилично, и в год выпуска всю свою энергию посвятил поискам вузов, где нет моего предмета. И ему вроде бы повезло, он нашел, что искал, – вуз при Министерстве по чрезвычайным ситуациям… И что вы думаете? На днях встречаю парня на улице, и он мне говорит: «Я был не прав, что валял дурака. На днях у нас ввели начерталку…»
Комментарии